Вопросы и ответы

Организация на УСН «Доходы» выдала займ ИП в январе 2016 года. В ноябре ИП оказал услуги организации. 01.12.2016 был проведён взаимозачёт. В налогооблагаемый доход Книги учёта доходов и расходов организации попадает сумма начисленных процентов и сумма ранее выданного займа, верно ли это?

Ответ:

При применении УСН доходы признаются кассовым методом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Дата получения дохода зависит от способа расчетов (денежный или неденежный).
При денежных формах расчетов датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках или в кассу организации. Факт получения дохода устанавливаются на основании документов, которыми оформляется хозяйственная операция. Так, поступление денежных средств в кассу налогоплательщика подтверждается приходным кассовым ордером и документами ККТ, а на расчетный счет - банковской выпиской.
При неденежных расчетах датой получения дохода является день поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав или дата погашения задолженности перед налогоплательщиком иным способом.
При проведении зачета взаимных требований (который является одним из способов прекращения обязательства по оплате) доходы отражаются на дату подписания акта о зачете взаимных требований (письма Минфина России от 24.10.2012 N 03-11-06/2/135, от 28.12.2011 N 03-11-06/2/185, от 16.09.2010 N 03-11-06/2/145, от 24.06.2009 N 03-11-09/222).
Согласно п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
Перечень доходов, не учитываемых при налогообложении, который приведен в ст. 251 НК РФ, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Поэтому все доходы, не указанные в этом перечне, необходимо учитывать в целях налогообложения, если они соответствуют критериям, установленным в ст. 41 НК РФ. Статья 251 предусматривает два вида не подлежащих обложению поступлений. В п. 1 ст. 251 НК РФ перечислены отдельные операции, доходы от которых не учитываются при налогообложении у любых организаций, независимо от их организационно-правовой формы и источников финансирования.
Так в подпункте 10 указаны поступления в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.
Перечень внереализационных доходов, учитываемых при применении УСН, определяется в соответствии со ст. 250 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Согласно ст. 250 НК РФ внереализационными признаются все доходы налогоплательщика, кроме доходов от реализации.
Признавая внереализационные доходы при УСН, необходимо иметь в виду, что в тех случаях, когда в ст. 250 НК РФ есть ссылки на другие статьи главы 25 НК РФ, нормы этой статьи могут учитываться при УСН в том случае, если они не противоречат остальным положениям главы 26.2 НК РФ (письма Минфина России от 13.04.2005 N 03-03-02-04/1/97, УМНС по г. Москве от 04.12.2003 N 21-09/67488). Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 346.17 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, учитывают доходы после их фактического получения, то есть кассовым методом, а это означает, что некоторые нормы ст. 250 НК РФ для налогоплательщиков, применяющих УСН, не применимы.
Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы: в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.

Таким образом, в Вашем случае организация по факту зачета встречных требований и обязательств в Книге учёта доходов и расходов в составе доходов должна отразить сумму начисленных процентов, а вот сумма ранее выданного займа к доходам не относится.

Наша организация занимается реализацией программного обеспечения для диагностических комплексов. Система налогообложения – Упрощенка (доходы минус расходы). Программное обеспечение мы импортируем из Болгарии. Передача программного обеспечения происходит так. После оплаты, мы получаем ссылку на программный продукт для скачивания. Т.е. таможенную границу РФ товар не пересекает.
Вопросы: 1. Правильно ли мы применяем п.4 ст. 174 НК РФ и статью 148 НК РФ и не считаем себя налоговыми агентами по налогу НДС.
2. С 1 января 2017 г. С введением нового законодательства об интернет–торговле при импорте софта из заграницы, будем ли мы налоговыми агентами по НДС. Если да - то сможем ли мы предъявить уплаченный государству НДС к вычету в случае смены системы налогообложения с Упрощенки на Общую.
3. При продаже софта не на территории России, НДС не надо будет платить?

Ответы:

1. В подпункте 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ приведен перечень работ (услуг), которые считаются реализованными в России, если их покупатель осуществляет деятельность на территории РФ. В него включены и такие услуги как:
передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации.
Под иными правами следует понимать однородные права (личные, связанные с имущественными), возникающие по поводу результатов интеллектуальной деятельности.
Согласно позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в п. 9 постановления от 30.05.2014 г. № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», понятие «услуга» означает в том числе передачу и предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав и ряд других гражданско-правовых обязательств.
Минфин России в письме от 22.01.2016 г. № 03-07-08/2275 поддержал данную позицию ВАС РФ, т.е. передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности относится к услугам.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ.
Местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя на данной территории на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство), места жительства физического лица.
Рассмотрим Вашу ситуацию, когда российская организация приобретает у болгарской организации программное обеспечение, а именно заключает лицензионное соглашение о предоставлении ей непередаваемого, неисключительного, безотзывного, бессрочного права на использование данного продукта на территории РФ.
Болгарская компания не имеет представительства либо службы технической поддержки на территории РФ; консультации дает по международному номеру телефона или используя электронную почту; продажа прав на программное обеспечение является одним из видов ее предпринимательской деятельности.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен ст. 148 НК РФ.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ по разработке программ для ЭВМ или передача, предоставление лицензий, авторских прав либо иных аналогичных прав признается территория РФ, если покупатель работ осуществляет деятельность на территории РФ. При этом фактическое место оказания услуг или передачи (территория РФ или за пределами территории РФ) при применении нормы пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ значения не имеет.
Кроме того, факт передачи разработанного программного обеспечения в электронном виде через сеть Интернет не меняет порядок определения места реализации по разработке программ для целей исчисления НДС (письмо Минфина России от 12.09.2007 N 03-07-08/255).
В рассматриваемой ситуации заказчиком является российская организация. Поэтому местом реализации работ по разработке специального программного обеспечения тестирования признается территория РФ, и, соответственно, данные работы облагаются НДС на территории РФ (письма Минфина России от 09.04.2010 N 03-03-06/2/70, от 09.10.2007 N 03-07-08/294, от 12.09.2007 N 03-07-08/255).
В соответствии со ст. 161, п. 4 ст. 173 НК РФ при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица.
В силу п. 1 ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
При этом налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога (п. 1 ст. 161 НК РФ).
Пункт 4 ст. 174 НК РФ предусматривает, что в случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.
Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.
В пункте 5 данной статьи установлено, что налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, организация-заказчик при оплате работ по разработке программного обеспечения иностранной организации или получения лицензий, авторских прав либо иных аналогичных прав от этой организации должна исчислить и уплатить в бюджет НДС в качестве налогового агента.
В то же время, с 1 января 2008 года действует специальный порядок обложения НДС, установленный Федеральным законом от 19.07.2007 N 195-ФЗ.
В соответствии с п.п. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
В соответствии с п. 1 ст. 1235 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона – обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.
Лицензиат может применять результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые установлены лицензионным договором.
Если соответствующее право прямо не указано в названном договоре, оно не считается предоставленным лицензиату.
Согласно п. 2 ст. 1235 ГК РФ лицензионный договор заключается в письменной форме, если законом не предусмотрено иное. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность лицензионного договора.
Предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации по лицензионному договору подлежит государственной регистрации в случаях и порядке, которые определены в ст. 1232 ГК РФ.
Как следует из п. 2 ст. 1232 ГК РФ, когда результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации в соответствии с ГК РФ подлежит государственной регистрации, отчуждение исключительного права на такой результат или на такое средство по договору, предоставление права использования такого результата или такого средства по договору, а равно и переход исключительного права на такой результат или на такое средство без договора также подлежат государственной регистрации, порядок и условия которой устанавливаются Правительством РФ.
Согласно пп. 1 и 5 ст. 1238 ГК РФ при наличии письменного согласия лицензиара лицензиат может по договору предоставить право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации другому лицу (сублицензионный договор).
К такому договору применяются правила ГК РФ о лицензионном договоре.
Минфин России в письме от 1.04.2014 г. № 03-07-14/14317 разъяснил, что освобождение от обложения НДС таких операций применяется только при наличии лицензионного договора или сублицензионного договора, в отношении которого на основании п. 5 ст. 1238 ГК РФ используются правила ГК РФ о лицензионном договоре. В случае осуществления указанных операций в рамках иных договоров, в том числе смешанных, которые включают отдельные элементы лицензионных договоров, заключенных в письменной либо иной форме, данные операции подлежат обложению НДС в полном объеме в общеустановленном порядке.
Аналогичная позиция изложена также в письме Минфина России от 6.10.2016 г. № 03-07-11/58299.
Необходимо иметь в виду, что Минфин России в письме от 01.04.2008 № 03-07-15/44 в целях налогообложения НДС приравнивает заключение лицензионных договоров путем «упаковочной лицензии» к заключению договоров купли-продажи.
Пункт 3 ст. 1286 ГК РФ определяет упаковочную лицензию как предоставление права использования программного продукта путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре таких программы или базы данных либо на упаковке этого экземпляра. Начало использования таких программы или базы данных пользователем, как оно определяется этими условиями, означает его согласие на заключение договора. Однако для освобождения от уплаты НДС необходимо, чтобы лицензионный договор был уже подписан на момент реализации.
Помимо этого, чиновники указали, что при приобретении у иностранной организации прав на использование результатов интеллектуальной деятельности по лицензионным (сублицензионным) договорам российская организация удерживать налог не должна.

Таким образом, организация-заказчик при оплате работ по разработке программного обеспечения иностранной организации или получения авторских прав либо иных аналогичных прав от этой организации должна исчислить и уплатить в бюджет НДС в качестве налогового агента, если отсутствует лицензионный договор в письменной форме, заключенный в соответствии с порядком, установленным ГК РФ.

2. Что касается второго вопроса, то с 1 января 2017 года в соответствии с поправками, внесенными федеральным законом от 3 июля 2017 года № 244-ФЗ, введен НДС на услуги иностранных IT-компаний, оказываемые российским пользователям через интернет. В перечень таких услуг входят:

  • предоставление прав на использование программ (включая компьютерные игры), баз данных через интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности;
  • оказание услуг в интернете: рекламных; по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав; по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях; по предоставлению возможностей для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки);
  • обеспечение и (или) поддержание присутствия в интернете, поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации; хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через интернет; предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе; предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга; оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в интернете; • оказание услуг автоматическим способом через интернет при вводе данных, автоматизированных услуг по поиску данных (в частности, сводки фондовой биржи);
  • предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных, аудиовизуальных произведений, через интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним;
  • предоставление доступа к поисковым системам в интернете;
  • ведение статистики на сайтах.

К облагаемым операциям не будет относиться продажа через интернет, если товар доставляется (услуга оказывается) без использования интернета, а также оказание консультационных услуг по электронной почте, предоставление доступа к интернету, продажа программ на материальных носителях.
Льгота, установленная подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 НК в части освобождение от НДС реализации в РФ исключительных прав на программное обеспечение и базы данных остается в неизменном виде.
Иностранные компании должны будут отчитываться перед российскими налоговиками и уплачивать НДС самостоятельно, если это не обязан делать налоговый агент. Таковыми, будут российские организации и ИП, приобретающие услуги иностранных фирм в интернете.
Таким образом, в рассматриваемом случае российская организация, приобретающая права на использование программ, баз данных через интернет является налоговым агентом по НДС, но при наличии лицензионного (сублицензионного) договора, в Российской Федерации такие операции от обложения НДС освобождаются.
Если указанные права приобретаются по другим договорам у российских организаций, то на основании положений ст. 161 НК РФ у покупателей возникают обязанности по исчислению и уплате в российский бюджет НДС за иностранное лицо в качестве налогового агента.
Следует отметить, что материальные носители программного обеспечения, ввозимые в РФ, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке (п.п. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ, письмо Минфина России от 1.04.2014 г. № 03-07-14/14317).
При этом, уплатив в бюджет в качестве налогового агента сумму НДС, организация вправе принять к вычету при соблюдении следующих условий:

  • организация состоит на учете в налоговых органах и является плательщиком НДС (п. 3 ст. 171 НК РФ);
  • у организации имеются оформленные в установленном порядке счета-фактуры и платежные документы, подтверждающие перечисление в бюджет суммы НДС, удержанного налоговым агентом (п. 1 ст. 172 НК РФ);
  • товары (работы, услуги) приобретены у иностранной организации для их использования в деятельности, облагаемой НДС (п. 3 ст. 171 НК РФ).

В Вашем случае, если организация будет являться плательщиком НДС, то при выполнении выше указанных условий можно будет предъявить и вычеты.

3. Когда права на результаты интеллектуальной деятельности, а также права на их использование реализуются российской организацией иностранному лицу, не имеющему филиалов и представительств на территории РФ, объекта обложения НДС не возникает, что обусловлено следующим.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров (работ, услуг) является, в частности, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказанных услуг. Услуга – это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).
На основании п.п. 4 п. 1 и п.п. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ место реализации услуг по передаче прав, в том числе прав на результаты интеллектуальной деятельности и прав на их использование, предусмотренных п.п. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, определяется по месту нахождения покупателя этих услуг.

Следовательно, местом реализации услуг по передаче упомянутых прав, оказываемых российскими организациями иностранным лицам, не признается территория РФ.

Индивидуальный предприниматель находится на общей системе налогообложения, при этом он работает в другой организации. 23.12.16 ИП прекратил свою деятельность. В течение 5 дней он должен представить декларацию 3-НДФЛ. В этой декларации указывается информация только о деятельности ИП или о получении доходов в другой организации тоже?

Ответ:

Физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ.
Пунктом 2 ст. 54 НК РФ определено, что предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, утвержденном приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430.
В случае появления в течение года у предпринимателей доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, они обязаны представить в налоговый орган предварительную налоговую декларацию по форме 4-НДФЛ (форма утверждена приказом ФНС России от 27.12.2010 N ММВ-7-3/768@) с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком самостоятельно (п. 7 ст. 227 НК РФ). Налоговым органом на основании этих сведений производится исчисление суммы авансовых платежей.
В письме Минфина России от 30.10.2015 N 03-04-07/62684 напоминается, что по окончании налогового периода предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, обязаны представить годовую декларацию по форме 3-НДФЛ в налоговый орган по месту своего учета в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 227 НК РФ, п. 1 ст. 229 НК РФ).
В определении от 11.07.2006 N 265-О Конституционным Судом РФ выражена правовая позиция, согласно которой к обязанностям ИП, вытекающим из его статуса, относится обязанность представлять налоговую декларацию по НДФЛ, которая не ставится в зависимость от результатов предпринимательской деятельности, то есть от факта получения дохода в соответствующем налоговом периоде. То есть, по мнению Минфина России, ИП должны подавать 3-НДФЛ в любом случае - независимо от наличия доходов от предпринимательской деятельности. При этом у ИП отсутствует основание для представления в налоговый орган единой (упрощенной) налоговой декларации.
В соответствии с п. 3 ст. 229 НК РФ в случае прекращения деятельности налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями и лицами, занимающимися частной практикой, до конца налогового периода, указанные лица в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
ФНС России в письме от 13.01.2016 N БС-4-11/114@ разъяснила, что предприниматель, решивший прекратить деятельность в качестве ИП, обязан представить в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ в течение 5 дней с момента внесения записи в ЕГРИП о прекращении физлицом деятельности в качестве ИП и снятия его с учета. В декларацию включаются сведения в том числе и за период между днем представления заявления и днем исключения предпринимателя из ЕГРИП.
Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен п. 3 ст. 229 НК РФ, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.
В декларации, представляемой по факту прекращения деятельности, отражают только доходы и профессиональные вычеты, связанные с предпринимательской деятельностью в Листе В формы декларации.
Таким образом, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в пятидневный срок с момента внесения записи о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и снятия его с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя (в том числе и за период между днем представления заявления о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и днем исключения данного предпринимателя из ЕГРИП) задекларировав только доходы и профессиональные вычеты, связанные с предпринимательской деятельностью.

 

Предприятие является благотворительным фондом, организует семинары для участников программы фонда. С участниками заключаются благотворительные договоры об оказании благотворительной помощи оплачивается покупка билетов (ж/д и авиа), гостиницы, питания и т.д.
Оформляется данная процедура (между фондом и участниками) договором, листом регистрации, где указана информация (фио, организацию, которую представляют участники, и подпись).
Со сторонними организациями, услуги которых предприятие оплачивает (билеты, гостиница), оформляются договоры и подтверждающие документы. Вопрос заключается в следующем: необходимо ли собирать с участников семинара посадочные талоны или контрольные квитанции, как факт подтверждения, что они добрались до места проведения мероприятия? Обязательно ли это? Собрать данные документы достаточно проблематично, так как кол-во участников большое и они из разных регионов. Возможно, ли себя оградить от претензий со стороны проверяющих органов, если не собирать данные документы.

Ответ: 

В силу ст. 1 Федерального закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях от 11 августа 1995 года N135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Обратите внимание на то, что благотворительная деятельность должна быть оказана в целях, определенных в ст. 2 закона №135-ФЗ:
- социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
- подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
- содействия защите материнства, детства и отцовства;
- содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
- содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
- охраны окружающей среды и защиты животных;
- охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
- подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения; содействия добровольческой деятельности;
- участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
- содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
- поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
- содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
- содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.

Согласно ст. 6 закона № 135-ФЗ благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных Федеральным законом о благотворительной деятельности целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Ст. 7 Закона предусмотрено, что Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов , учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. (ст. 19 НК РФ). Таким образом, благотворительные фонды являются налогоплательщиками и плательщиками сборов.

В то же время, осуществляя выплаты в натуральной и денежной форме физическим лицам благотворительные фонды являются налоговыми агентами в силу положений главы 23 НК РФ.
В соответствии с Законом № 135-ФЗ благополучателями также могут быть и физические лица. Таким образом, Фонд может передавать услуги в благотворительных целях не только некоммерческим организациям, но и напрямую физическим лицам.
В этом случае важно определить, является ли полученная физическим лицом благотворительная помощь доходом, облагаемым НДФЛ. Согласно п. 8 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы единовременных выплат, в том числе в виде материальной помощи, осуществляемых налогоплательщикам — физическим лицам:
- в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью. Эта льгота также распространяется и на выплаты, производимые членам семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств;
- в виде гуманитарной помощи (содействия), а также благотворительной помощи (в денежной и натуральной форме), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и благотворительными организациями (фондами, объединениями) в соответствии с Законом № 135-ФЗ (п.п.8.2);
- пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, а также членам семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории Российской Федерации, независимо от источника выплаты.
Иные выплаты (в том числе услуги), полученные физическим лицом в качестве благотворительной помощи от благотворительного фонда не будут облагаться НДФЛ в общеустановленном порядке, так как не являются доходами физического лица - благополучателя.
Такая помощь облагается налогом, только если компания не является благотворительной организацией (п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210, пп. 8.2, 10, 26 ст. 217 НК РФ).

Ст. 226 НК РФ относит к налоговым агентам российские организации, индивидуальных предпринимателей…, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 данной статьи, которые обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Таким образом, по отношению к благополучателям, получающим услуги в виде участия в семинарах, включая оплату и проезда, и проживания, благотворительный фонд налоговым агентом не является и обязанностей по исчислению доходов благополучателей не исполняет. Таким организациям формировать и представлять сведения по доходам физических лиц (ф. 2-НДФЛ) и включать какие-то суммы в Расчет (ф. 6-НДФЛ) по отношению к благополучателям не нужно.
Вывод: для целей главы 23 НК РФ документы, подтверждающие получение услуг благополучателями, не нужны.

Контроль за осуществлением благотворительной деятельности осуществляется в соответствии со ст. 19 закона № 135-ФЗ. Благотворительная организация ведет бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, осуществляет контроль за соответствием ее деятельности целям, ради которых она создана. Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения, в том числе о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации.
При ведении бухгалтерского учета необходимо документально подтвердить факт расходов во исполнение сметы благотворительного фонда. Такой подход позволяет подтвердить целевое использование средств, собранных фондом.
В настоящее время проездные документы чаще всего приобретаются в электронной форме, то есть в виде электронного билета.
Сначала отметим, что электронный билет используется для удостоверения договора перевозки пассажира в дальнем следовании, в котором информация о перевозке пассажира представлена в электронной форме и содержится в автоматизированной системе управления пассажирскими перевозками на транспорте.
В гражданской авиации применяется форма электронного пассажирского билета, утвержденная Приказом Минтранса РФ от 08.11.2006 № 134. При этом факт произведенной перевозки удостоверяет распечатка электронного документа – электронная маршрут/квитанция электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) на бумажном носителе с одновременным представлением посадочного талона, подтверждающего перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.
Минфин России в письме от 01.09.2016 N 03-03-07/50992 указывает, что без посадочного талона учесть расходы на покупку электронного авиабилета нельзя.
Таким образом, для подтверждения расходов требуется не только талоны, но и маршрут-квитанции на бумажном носителе. Ведомство ранее обращало внимание, что необходимо иметь оба документа.

Если ваши благополучатели не сохранили посадочные талоны, можно попытаться учесть расходы на основании справки от авиаперевозчика. К документам, подтверждающим фактические расходы, связанные с проездом железнодорожным транспортом, относятся билет и электронный билет установленной формы.

На железнодорожном транспорте с 01.01.2012 применяется форма электронного проездного документа (электронного билета), утвержденная Приказом Минтранса РФ от 31.08.2011 № 228. Согласно п. 2 данного приказа контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. Контрольный купон оформляется и обязательно направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети пассажиру.
Учитывая изложенное, по мнению Минфина, документом, подтверждающим расходы на приобретение электронного железнодорожного билета, может служить распечатанный контрольный купон электронного проездного документа (билета) (Письмо от 08.11.2011 № 03 03 06/1/719).

Таким образом, для подтверждения расходов, связанных с перелетом благополучателей, посадочные талоны нужны, а вот - с проездом жд транспортом контрольные купоны распечатываются при покупке билета или с полученных файлов по электронной почте.
Но давайте учитывать, что рекомендации Минфина давались в связке с командировочными расходами и не учитывали Вашу специфику. Так как Ваша отчетность подтверждается заключением аудитора, можно предложить согласовать с ним форму документа о подтверждении проезда и должностных лиц фонда, имеющих право на составление такого документа и его подписание, зафиксировав данные положения в Учетной политике фонда.

 

Организация находится на УСН "Доходы", р/с временно заблокирован. Оплата от покупателей перечисляется по письмам арендодателю организации УСН. Нужно ли учитывать при исчислении налога по УСН Доходы, денежные средства от покупателей, которые фактически не попадают на р/счет упрощенщика? И как "проводить" в бух. учете эти оплаты?

Ответ: 

Правоотношения сторон при переводе долга устанавливаются в соответствии с главой 24 «Перемена лиц в обязательстве» ГК РФ.
Перевод долга является одним из способов перемены сторон в обязательстве (ст.ст. 391-392 ГК РФ), то есть является заменой должника в обязательстве. При переводе долга первоначальный должник (Ваша организация) заключает сделку с новым должником (Ваши покупатели) о том, что последние принимают на себя обязательства первоначального должника перед кредитором (в данном случае – перед Вашим арендодателем).
Напомним, что перевод должником своего долга на другое лицо допускается только с согласия кредитора (п. 1 ст. 391 ГК РФ). При этом соглашение о переводе долга должно быть заключено в соответствующей письменной форме (п. 2 ст. 391, п. 1 ст. 389 ГК РФ).
Таким образом, изменяется субъектный состав сделки: обязанности первоначального должника (Вашей организации) по сделке (в рассматриваемой ситуации – по оплате организации арендной платы) с момента перевода долга прекращаются, обязанным становится лицо, на которое был переведен долг, то есть компания - покупатель.
Что касается учета у первоначального должника (Ваша организация).
В соответствии с п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации» доходами организации признается, в частности, увеличение экономических выгод в результате погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
В рассматриваемой ситуации по факту продажи Вами товаров покупателю возникла выручка и право требование к нему по оплате данной выручки.
С момента перевода долга (подписания договора о переводе долга; письмо, акцептованное покупателем) у первоначального должника (Вашей организации) прекращается обязательство по оплате организации-арендодателю арендной платы.
Что касается расходов в виде арендной платы, то, поскольку арендованное помещение использовалось организацией при ведении своей деятельности, названные расходы признаются в общем порядке, установленном нормами ПБУ 10/99 для признания расходов по обычным видам деятельности.
Иными словами, расходы по арендной плате следует отразить в учете в периоде их возникновения (на дату подписания акта об оказании услуг по аренде), а если акты об оказании услуг не подписывались, то ежемесячно в течение срока пользования арендованным помещением (п. 18 ПБУ 10/99).
Принимая во внимание нормы Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н для отражения операций по расчетам с новым должником следует использовать счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Таким образом, для отражения рассматриваемых операций в учете следует сделать следующие записи:
на дату отгрузки товаров покупателю: Дебет 62, субсчет "Расчеты с организацией – покупателем" Кредит 90
– отражены выручка и требование к покупателю по оплате проданных товаров;
на дату подписания акта об оказании услуг по аренде:
Дебет 20 (25, 26) Кредит 60
– сумма арендной платы отражена в расходах;
на дату подписания договора о переводе долга:
Дебет 60 Кредит 76, субсчет "Расчеты с организацией – покупателем (новым должником)»
– отражено погашение обязательства по арендной плате перед организацией арендодателем;
Дебет 76, субсчет "Расчеты с организацией – покупателем (новым должником)" Кредит 62, субсчет "Расчеты с организацией – покупателем"
– отражено прекращение требования к покупателю по оплате проданных ему товаров в размере переданного долга.
Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН), учитываются:
– доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;
– внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, не учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 346.17 НК РФ датой получения дохода признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) организации иным способом (кассовый метод).
Согласно ст. 41 НК РФ доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки (в той мере, в какой такую выгоду можно оценить).
В рассматриваемой ситуации с момента подписания договора о переводе долга (акцептования покупателем Вашего письма о переводе долга) у первоначального должника (Вашей организации) прекращается обязательство по оплате арендной платы. Поскольку при прекращении названного обязательства Ваша организация прекращает требование к покупателю (новому должнику), то, по нашему мнению, в данном случае у Вашей компании возникает экономическая выгода (доход) равный сумме списанной с покупателя задолженности.
Таким образом, выручку от продажи товаров покупателю необходимо учесть на момент перевода на него долга по арендной плате при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Такая позиция приводится в письмах Минфина России от 25.05.2012 г. № 03-11-11/169, от 23.03.2012 г. № 03-11-06/2/45.
В отношении расходов на арендные платежи можно отметить. Арендные платежи за арендуемое имущество относятся к расходам, которые организации, применяющие УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», вправе учесть при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Но Ваша организация использует УСН с объектом налогообложения «доходы».
Таким образом, признать в уменьшение налоговой базы арендные платежи невозможно.

Наше предприятие передает имущество (недвижимое и движимое) по договору пожертвования в адрес Субъекта Ленинградской области.
Хотела уточнить перед процедурой передачи необходимо провести инвентаризацию имущества. Какие еще дополнительные мероприятия должно провести юридическое лицо в отношении данной процедуры (договора подготовлены).

Ответ: 

В соответствии с ч. 3 ст. 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных (муниципальных) предприятий и учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества (ч. 3 ст. 582 ГК РФ).
Таким образом, пожертвование является разновидностью дарения, при осуществлении которого должно быть четко определено назначение имущества.
В случаях, когда использование пожертвованного имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением вследствие изменившихся обстоятельств становится невозможным, оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица - жертвователя - по решению суда (ч. 4 ст. 582 ГК РФ). Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения с нарушением правил дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования.
В соответствии с ч. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Поскольку договор пожертвования, по сути, является частным случаем договора дарения, при его оформлении необходимо обратиться к нормам, регулирующим порядок заключения договора дарения.
Согласно п. 1 ст. 574 ГК РФ дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно, за исключением следующих случаев: дарителем является юридическое лицо, а стоимость дара превышает 3 000 руб.; договор содержит обещание дарения в будущем.
То есть, исходя из вышеизложенного, если стоимость жертвуемого движимого имущества не превышает 3 000 руб., письменный договор можно не заключать. Вместе с тем, поскольку согласно п. 3 ст. 584 ГК РФ пожертвование имущества может быть обусловлено жертвователем его использованием по определенному назначению, письменный договор следует заключать вне зависимости от суммы пожертвования.
Необходимо отметить, что договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Исходя из вышеизложенного, договор пожертвования должен содержать сведения о предмете договора с описанием передаваемого имущества, обязательное указание на безвозмездный характер осуществляемых операций, условие об использовании пожертвованного имущества по определенному назначению (целевой характер использования), порядок передачи имущества, срок действия договора, адреса и реквизиты сторон, а также другие необходимые сведения.
Что касается бухгалтерского учета. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и федеральным законом «О бухгалтерском учете» проведение инвентаризаций при безвозмездной передаче движимого и недвижимого имущества не является обязательным. Это основание может быть предусмотрено УПО.
Передача осуществляется по Акту приема-передачи подписанному комиссией по приему-выбытию активов, главным бухгалтером и утвержденному руководителем. Форма Акта разрабатывается организацией и утверждается руководителем, как правило, в составе УПО.
Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" в статье 46 дает понятие крупной сделки. Если стоимость передаваемого имущества превышает размеры крупной сделки (двадцать пять и более процентов стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении таких сделок, если уставом общества не предусмотрен более высокий размер крупной сделки), то требуется Решение об одобрении крупной сделки. Принимается общим собранием участников общества. В решении об одобрении крупной сделки должны быть указаны лица, являющиеся сторонами, выгодоприобретателями в сделке, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия. В решении могут не указываться лица, являющиеся сторонами, выгодоприобретателями в сделке, если сделка подлежит заключению на торгах, а также в иных случаях, если стороны, выгодоприобретатели не могут быть определены к моменту одобрения крупной сделки.
В случае образования в обществе совета директоров (наблюдательного совета) общества принятие решений об одобрении крупных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет от двадцати пяти до пятидесяти процентов стоимости имущества общества, может быть отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Уставом общества может быть предусмотрено, что для совершения крупных сделок не требуется решения общего собрания участников общества и совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Что касается налогообложения, при безвозмездной передаче движимого имущества в рамках договора пожертвования (дарения) у передающей стороны не возникает доходов, учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом в силу п. 16 ст. 270 НК РФ расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей, в целях налогообложения прибыли не учитываются.
В свою очередь, передача имущества по договору пожертвования признается операцией, подлежащей обложению НДС в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. Вместе с тем следует учитывать, что в силу п. 2 ст. 146 НК РФ передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям не признается реализацией товаров, работ или услуг.

Приложение

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 27 октября 2015 г. N 03-07-11/61618
В связи с письмом по вопросам порядка применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при передаче движимого имущества в рамках договора пожертвования (дарения) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе передача имущественных прав. При этом передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг).
Согласно пункту 3 статьи 154 Кодекса при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 105.3 Кодекса, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров) и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
Таким образом, при передаче в рамках договора дарения движимого имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 154 Кодекса.
Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии со статьей 247 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса объектом налогообложения этим налогом является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в порядке, установленном главой 25 Кодекса.
Согласно статье 248 Кодекса к доходам в целях налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
При безвозмездной передаче имущества у передающей стороны не возникает доходов, учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом в силу нормы пункта 16 статьи 270 Кодекса расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей, в целях налогообложения прибыли не учитываются.
Одновременно сообщаем, что в соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В. Трунин

 

Бюджетное учреждение в июне заключило контракт на поставку товара за счет средств субсидий на выполнение государственного задания (КФО 4).
Поставщик нарушил условия договора (несвоевременно поставил товар). В связи с условиями контракта, ему была выставлена претензия с суммой неустойки. Поставщик дал согласие на удержание суммы неустойки.
В связи с этим бюджетное учреждение перечислило ему денежные средства за поставленный товар за минусом неустойки. Сумму неустойки бюджетное учреждение перечислило себе на счет доходов от предпринимательской деятельности (КФО 2). Какими налогами (НДС и ННП) будет облагаться сумма неустойки, которая поступила бюджетному учреждению на счет доходов от предпринимательской деятельности?
Такая же ситуация, но неустойку бюджетному учреждению перечислил подрядчик по исполнительному листу Тринадцатого апелляционного арбитражного суда.

Ответ: 

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством РФ.
Пунктом 1 ст. 330 ГК РФ установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности, в случае просрочки исполнения.
В силу разъяснений, приведенных в Письме Минфина РФ от 24.11.2014 N 02-06-10/59651, средства, поступающие бюджетному учреждению, в том числе предоставляемые из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), поступающие на иные цели (целевые субсидии), не являются средствами соответствующего бюджета бюджетной системы РФ после их списания со счета бюджета.
Таким образом, средства, полученные бюджетным учреждением в виде неустойки по договорам, в том числе некассовым методом, являются доходами учреждения и не подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
Операции по оплате обязательств с удержанием неустойки отражаются в учете бюджетного учреждения следующими бухгалтерскими записями:
Предъявление неустойки по условиям гражданско-правового договора:
Дебет 2 205 41 560 Кредит 2 401 10 140
Прекращение встречного требования зачетом согласно акту, иному документу:
- в сумме исполненного денежного обязательства
Дебет 4 302 хх 830 Кредит 4 304 06 730
- в сумме исполненного требования по неустойке
Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 205 41 660

Согласно п. 3 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств.
На основании пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) являются:
- дата признания их должником;
- дата вступления в законную силу решения суда.
Минфин в Письме от 17.12.2013 N 03-03-10/55534 указал, что в случае, когда кредитор учитывает суммы штрафов, пеней, иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств и (или) по возмещению убытков (ущерба) исходя из условий договора на дату их признания должником, то документом, свидетельствующим о признании должником обязанности по их уплате, может являться:
- двусторонний акт, подписанный сторонами (соглашение о расторжении договора, акт сверки и т.п.);
- письмо должника или иной документ, подтверждающий факт нарушения обязательства и позволяющий определить размер суммы, признанной должником.
Фактически уплаченные должником суммы штрафов, пеней, иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств и (или) по возмещению убытков (ущерба) подлежат включению в состав внереализационных доходов.
При наличии одного из данных документов сумму неустойки следует включать в состав внереализационных доходов в целях обложения налогом на прибыль.
Самостоятельным основанием, свидетельствующим о признании должником данной обязанности полностью или в части, является соответственно полная или частичная фактическая уплата кредитору соответствующих сумм.

Что касается исчисления НДС. Покупателем с сумм неустоек, то очевидным является отсутствие объекта обложения НДС – так как Покупатель не реализует товары, он их покупает. Поэтому нельзя и считать, что неустойка, полученная покупателем, свидетельствует о его доходах, связанных с реализацией.
По мнению Минфина России, покупатель или заказчик, получивший штраф, не начисляет на него НДС (письма от 12.04.13 N 03-07-11/12363, от 02.12.08 N 03-07-05/49 и от 07.10.08 N 03-03-06/4/67). Ведь эта штрафная санкция не имеет никакого отношения к оплате товаров, работ или услуг. То есть явно не является элементом ценообразования.
По этой же причине покупателю не нужно начислять НДС и на сумму неустойки, полученную от продавца за досрочное расторжение договора. Такого же мнения придерживается Минфин России (письма от 26.10.11 N 03-07-11/289 и от 10.10.07 N 03-07-11/475).
Таким образом, сумма неустойки в первом случае должна быть включена в налоговом учете учреждения во внереализационные доходы на дату получения согласия Поставщика на удержание суммы неустойки, а во втором случае - на дату вступления в законную силу решения арбитражного суда. НДС ни в том, ни в другом случае на суммы неустоек не начисляется.

 

Проблема с НДС по агентскому договору. Компания, предоставляющая Организации услуги по приобретению билетов, отказывается выставлять счета фактуры на стоимость билетов, ссылаясь на то, что она является лишь агентом, поэтому будет выставлять счет-фактуру только на сумму комиссии. Проблему никак не решить. На 19 сч. Организации зависли суммы НДС, которые Организация не ставит в зачет, пока нет счета-фактуры. Оплату за билеты Организация производит компании, компания нам предоставляет акты, в которых выделен НДС, а также счет-фактуру, но только на сумму комиссии.

Ответ: По письменному заявлению (разъяснению) Организации «Т» следует, что данная организация связана с перевозчиками агентскими договорами, в соответствии с которыми по поручению Принципалов (перевозчиков) действует от их имени и за их счет. Это означает, что представляя интересы перевозчиков, сделка с Вашей организацией заключается от имени перевозчиков. В этом случае Агент (Организация «Т») в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур не ведет и счета-фактуры не перевыставляет.
Так как транспортная компания (перевозчик, принципал) не предусматривает выставление счетов-фактур, а использует только бланк строгой отчетности (БСО) с выделенной суммой НДС, то Ваша компания, получив такой документ, вправе предъявить налог к вычету.
Согласно подп. "а" п. 15 Приложения N 3 к Постановлению N 1137 при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (или их копии) с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.
Чиновники Минфина России в письмах от 3 декабря 2013 г. N 03-07-11/52565, от 28 марта 2013 г. N 03-07-11/9920, от 12 января 2011 г. N 03-07-11/07 отмечают, что при приобретении для командированных работников электронных авиабилетов к вычету принимается сумма НДС, выделенная отдельной строкой в маршрут/квитанции электронного пассажирского билета, составленного автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок и распечатанного на бумажном носителе. Согласно пункту 2 приказа Минтранса России от 8.11.2006 N 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут (квитанция) электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности. При этом она может применяться для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
По смыслу приведенной нормы в тех случаях, когда в соответствии с законом счет-фактура не выставляется, в качестве основания налогового вычета может выступать бланк строгой отчетности (например, билет), если в нем выделена сумма налога.
Однако, как прямо указывается в п. 10 вышеназванных Правил, бланк строгой отчетности (в нашем случае - билет) может регистрироваться в книге покупок вместо счета-фактуры только в том случае, когда в нем отдельной строкой выделена сумма налога.
Таким образом, те билеты, в которых сумма НДС не выделена отдельной строкой, не могут регистрироваться в книге покупок.
В то же время в книге покупок подлежат регистрации и счета-фактуры, выставленные Организацией «Т», в которых сумма налога выделена отдельной строкой. Соответственно, и налог может быть предъявлен к вычету на основании и этих счетов-фактур.

Следовательно, в случае, когда билеты для командированных работников приобретаются организацией через агента, и у организации имеются БСО и выставленные им счета-фактуры с выделенной суммой налога, то, по нашему мнению, вычеты могут быть применены в соответствии с этими документами.

У Вас ситуация, когда компания приобретает, в целях проезда сотрудников к месту служебной командировки и обратно, электронные авиа - и железнодорожные билеты через агентство. Это агентство является юридическим лицом, действующим от имени транспортных компаний. В случае, когда счет-фактуру выставил агент авиакомпании, через которую был приобретен авиабилет, НДС к зачету не принимается.
При этом НДС, выставленный агентством на стоимость своих услуг, принимается к вычету на общих основаниях. Важно лишь, чтобы услуги по перевозке применялись в деятельности, облагаемой НДС. И, разумеется, при наличии счета-фактуры (ст. 172 НК РФ).
Хочу еще раз подчеркнуть, что счет-фактуру посредник выписывает только в том случае, если он реализует товары, работы или услуги от своего имени (п. 1 ст. 169 НК РФ). Агент, оказывающий услуги от имени принципала, счета-фактуры не выставляет.
Получается, что, если турагент, продавая авиабилеты от имени перевозчика, выставил организации-покупателю счет-фактуру, такой документ не является основанием для вычета НДС (письма Минфина России от 12.10.10 N 03-07-09/45 и от 10.03.09 N 03-07-09/06). Аналогичные выводы содержат разъяснения УФНС по г. Москва от 31.08.09 N 16-15/090448.1 и от 10.01.08 N 19-11/603.
Компаниям удается отстоять право на вычет НДС по счету-фактуре агента в судах, только при условии, если агент совершает действия в интересах принципала от своего имени. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 27.11.12 N А19-5831/2012 пришел к выводу, что субагент по условиям договора не мог действовать от имени перевозчика. Поэтому он правомерно выставлял покупателям счета-фактуры при продаже билетов от своего имени. Следовательно, покупатель правомерно принял к вычету предъявленные ему при покупке авиабилетов суммы НДС. Схожие выводы делали и другие суды (постановления ФАС Уральского от 02.03.10 N Ф09-1093/10-С2 и Северо-Кавказского от 20.10.08 N Ф08-6336/2008 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 11.02.09 N 1317/09) округов).

Приложения:

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 марта 2013 г. N 03-07-11/9920

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу применения вычетов налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении авиабилетов и железнодорожных билетов, сообщает.
Согласно пункту 7 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
Пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 Кодекса. При этом на основании пункта 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента Н.А. Комова

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 декабря 2013 г. N 03-07-11/52565

В связи с письмом по вопросу применения вычета по налогу на добавленную стоимость при приобретении авиа- и железнодорожных билетов сообщаем.
Согласно пункту 7 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
Пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 Кодекса. При этом на основании пункта 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.
Что касается ситуации, изложенной в вашем письме, то согласно Положению о Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики, утвержденному приказом Минфина России от 11 июля 2005 г. N 169, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А. Комова

 

Организация оказывает услуги в сфере аэропортовой деятельности. Компания "А" имеет 99,99% доли уставного капитала Организации. В свою очередь компания "А" застраховала гражданскую ответственность от третьих лиц, где в перечне лиц, риск ответственности которых застрахован, включили и Организацию. Затем в адрес Организации направили договор, где высчитана доля затрат, которую Организация должна возместить, и предоставили первичные документы, перевыставленные от своего лица, где сумма страховки без НДС, а агентское вознаграждение с НДС.
Вопросы: 1. Имеет ли право учредитель Организации перевыставить данные затраты в адрес компании «К», с учетом того что данные затраты признаются экономически обоснованными ввиду ведения деятельности и документально подтверждены?
2. Правильно ли перевыставили Организации первичные документы в части страховой премии без выделения НДС?

Ответы: 1.
Если у компании «К» есть агентский договор с организацией-учредителем, в соответствии с которым по поручению компании «К» принципал заключил договор страхования ответственности компании «К» со страховой компанией за счет компании «К» и от своего имени за определенное вознаграждение, то документально подтвержденные расходы по страхованию, отраженные в отчете агента, могут быть признаны для расчета налоговой базы, как и само агентское вознаграждение.
В состав расходов агента не включаются суммы расходов, которые в соответствии с заключенным агентским договором (исходя из условий договора и (или) положений законодательства Российской Федерации) возмещаются или должны быть возмещены принципалом, если же агент осуществляет расходы, отвечающие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, которые не возмещаются принципалом и соответственно не отражаются в налоговом учете принципала, то агент вправе включить указанные расходы в состав расходов, учитываемых при налогообложении его прибыли.

Хотелось бы предупредить о налоговых рисках, связанных со страхованием ответственности.
Расходы на добровольное имущественное страхование включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат (п. 3 ст. 263 НК РФ). В п. 1 ст. 263 НК РФ перечислены виды добровольного имущественного страхования, учитываемые при налогообложении прибыли:
1) добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией (включая добровольное страхование собственного и арендованного автомобильного транспорта от угона и (или) ущерба (КАСКО) при условии, что затраты на содержание этого транспорта включены в расходы, связанные с производством или реализацией);
2) добровольное страхование грузов (при условии, что страхователь является собственником или перевозчиком застрахованных грузов);
3) добровольное страхование основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных);
4) добровольное страхование рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ;
5) добровольное страхование товарно-материальных запасов;
6) добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур и животных;
7) добровольное страхование иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода;
8) добровольное страхование ответственности за причинение вреда или ответственности по договору, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями;
9) добровольное страхование риска ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, связанных с финансированием строительства и (или) со строительством олимпийских объектов;
9.1) добровольное страхование имущественных интересов, связанных с обращением банковских карт, выпущенных (эмитированных) налогоплательщиком, в случаях возникновения убытков страхователя в результате проведения третьими лицами операций с использованием поддельных, утерянных или украденных у держателей банковских карт, списания денежных средств на основании подделанных слипов или квитанций электронного терминала, подтверждающих проведение операций держателем банковской карты, проведения иных незаконных операций с банковскими картами;
9.2) добровольное страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков (см. также письмо Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/1/451);
9.3) добровольное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, в целях обеспечения финансирования мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
10) добровольное страхование ответственности, которое является условием ведения деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Если обязанность по страхованию ответственности не предусмотрена ни законодательством РФ, ни международными требованиями (пп. 8 п. 1 ст. 263 НК РФ), и не является условием ведения деятельности организации (пп. 10 п. 1 ст. 263 НК РФ), страховые взносы по нему нельзя учесть при налогообложении. Такова позиция Минфина и ФНС России – письма Минфина России от 09.03.2010 N 03-03-06/2/38, от 14.05.2012 N 03-03-06/4/34, от 23.09.2013 N 03-03-06/1/39240, от 20.03.2015 N 03-03-06/1/15505, письмо ФНС России от 27.04.2007 N ММ-6-02/356 (приложение 7).

2. В соответствии с НК РФ не включаются агентом в налоговую базу по НДС возмещение расходов только в рамках таких гражданско-правовых сделок, как договоры комиссии (поручения) или агентские договоры (ст. 156 НК РФ). Для него актуально исчислить и уплатить НДС с суммы агентского вознаграждения.
Согласно пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховщиками, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами освобождается от налогообложения НДС.
Освобождая от налогообложения стоимость услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию, оказываемых страховыми организациями, НК РФ определяет закрытый перечень льготируемых операций (пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ).
При совершении операций, указанных в пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ, счета-фактуры страховой организацией не составляются (п. 3 ст. 169 НК РФ).
Таким образом, учредитель Организации (он же агент по договору) выставит Организации только счет-фактуру на сумму агентского вознаграждения.

 

конец faq