Вопросы и ответы

Работника организации вызвали в суд для исполнения обязанностей присяжного заседателя. 
Вопрос: Есть ли у работодателя обязанность оплачивать дни, в которые работник будет исполнять обязанности присяжного заседателя?

Ответ:

В соответствии со ст.170 Трудового кодекса РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой ст.170 ТК РФ, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.

Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 20.08.2004 №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период (п.1 ст.11 вышеназванного закона №113-ФЗ).

Таким образом, работодатель не должен оплачивать дни исполнения работником обязанностей в суде в качестве присяжного заседателя.

 

При направлении работников в командировку организация приобретает для них железнодорожные билеты. К месту командировки и обратно работники уезжают в выходные дни, которые предшествуют дате начала командировки или следующие за датой окончания командировки. 
Вопрос: Вправе ли организация учитывать расходы по оплате билетов в целях налогообложения прибыли организации? Как происходит налогообложение налогом на доходы физических лиц расходов на командировки?

Ответ:

В качестве ответа на данный вопрос размещаем Письмо Минфина РФ от 20.06.2014 №03-03-РЗ/29687.

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 июня 2014 г. №03-03-РЗ/29687

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу об учете расходов на командировки и сообщает следующее.

В соответствии со статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) выходные дни и нерабочие праздничные дни - это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей.

Согласно статье 166 ТК РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

В соответствии со статьей 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на командировки, включая расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

По мнению Департамента, при отнесении затрат на оплату проезда работника к месту командировки и обратно к расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли организаций, необходимо принимать во внимание, что указанные затраты были бы понесены в любом случае вне зависимости от срока пребывания работника в месте назначения.

Таким образом, расходы на приобретение проездного билета для проезда работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы в выходные дни, предшествующие дню начала командировки, или в выходные дни, следующие за датой окончания командировки, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций. При этом указанные расходы включаются в налоговую базу по налогу на прибыль, если дата выбытия из места командировки к месту постоянной работы (дата отправления работника к месту командировки) совпадает с датой, на которую приобретен такой проездной билет, а также если задержка выезда командированного из места командировки (либо более ранний выезд работника к месту назначения) произошла с разрешения руководителя, подтверждающего в соответствии с установленным порядком целесообразность произведенных расходов.

В отношении налогообложения налогом на доходы физических лиц сообщаем следующее.

Пунктом 3 статьи 217 Кодекса предусмотрено освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц всех видов установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая возмещение командировочных расходов).

В абзаце 12 данного пункта указано, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно.

В случае когда работник с разрешения руководителя организации остается в месте командирования, используя выходные дни, либо выезжает к месту командировки в выходные дни, предшествующие дате начала командировки, оплата организацией проезда к месту командировки и обратно не приводит к возникновению у работника экономической выгоды.

 

Работник организации подал заявление на увольнение. Бухгалтерия и отдел кадров работают по пятидневной рабочей неделе. Работник работает по сменному графику, и его последний рабочий день (рабочая смена) приходится на субботу. 
Вопрос: В какой день работодатель обязан произвести окончательный расчет и выдать трудовую книжку работнику при увольнении: в понедельник, следующий за последним днем работы работника (в день работы бухгалтерии и кадровой службы), или в субботу (с привлечением бухгалтерии и отдела кадров к работе в выходной день)?

Ответ:

Аналогичная ситуация была рассмотрена Федеральной службой по труду и занятости. В качестве ответа размещаем Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 18.06.2012 №863-6-1.

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПИСЬМО
от 18 июня 2012 г. N 863-6-1

В Правовом управлении Федеральной службы по труду и занятости рассмотрен запрос. Сообщаем следующее.

В соответствии со ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника.

Если последний день срока трудового договора приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 14 Кодекса).

В случае если трудовой договор прекращается с работником, которому установлен сменный режим рабочего времени, то датой прекращения трудового договора является дата последнего рабочего дня, в том числе выпадающая на выходной или нерабочий праздничный день.

В соответствии со ст. 84.1 Кодекса работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку в день прекращения трудового договора и произвести с ним окончательный расчет в соответствии со ст. 140 Кодекса.

Данная норма распространяется и на работников, подлежащих увольнению в выходной либо нерабочий праздничный день.

 

При заключении договора представитель юридического лица в подтверждение своих полномочий представил для ознакомления доверенность, которая была выдана юридическим лицом в октябре 2013 года сроком на пять лет. 
Вопрос: Вправе ли организация выдать доверенность на такой срок?

Ответ: 

Одним из ключевых изменений, внесенных Федеральным законом №100-ФЗ от 07.05.2013 «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» и вступивших в силу с 01.09.2013 является введение новых норм, касающихся сроков действия доверенности. До 01 сентября 2013 года доверенность могла действовать максимум три года. С 1 сентября 2013 года из ГК РФ исчезла эта норма. И это значит, что можно установить любой срок действия доверенности. Если же срок в доверенности не указан, то она по-прежнему сохраняет силу в течение одного года со дня ее совершения.

Таким образом, после 01.09.2013 организация была вправе выдать доверенность представителю на пять лет.

Руководитель филиала иностранного юридического лица выдает доверенность своему заместителю в порядке передоверия. 
Вопрос: Необходимо ли нотариально удостоверять такую доверенность?

Ответ:

С 01 сентября 2013 года вступили в силу изменения в Гражданский кодекс РФ, внесенные Федеральным законом №100-ФЗ от 07.05.2013 «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации». Согласно п.3 ст. 187 ГК РФ доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена. Правило о нотариальном удостоверении доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, не применяется к доверенностям, выдаваемым в порядке передоверия юридическими лицами, руководителями филиалов и представительств юридических лиц.

В этой связи с 01 сентября 2013 года не нужно нотариально удостоверять доверенности, выдаваемые в порядке передоверия руководителем филиала.

 

Два физических лица приняли решение о создании Общества с ограниченной ответственностью. 
Вопрос: Какие существуют способы предоставления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации юридического лица.

Ответ:

Порядок предоставления документов для государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган регламентируется Федеральным законом №129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также Административным регламентом предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.2012 №87н (в ред. Приказа Минфина России от 26.12.2013 N 139н).

В соответствии с вышеназванными документами в регистрирующий орган документы могут быть направлены следующими способами:

1. почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения;

2. непосредственно в регистрирующий орган;

3. через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

4. в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, в настоящее время нет необходимости представлять документы непосредственно в регистрирующий орган, и заявитель может самостоятельно выбрать удобный ему способ представления документов.

 

Между двумя юридическими лицами заключен договор аренды нежилых помещений сроком на три года. В ноябре 2013 года арендодатель направил арендатору соглашение, предусматривающее изменение размера арендной платы за пользование нежилыми помещениями. 
Вопрос: Правомерно ли требование арендодателя о государственной регистрации такого соглашения к договору аренды?

Ответ:

Договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п.2 ст.651 ГК РФ). В соответствии с п.2 ст.164 ГК РФ сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации. На основании указанных норм закона договор аренды нежилых помещений, заключенный между сторонами, подлежит государственной регистрации и, следовательно, требование арендодателя о государственной регистрации соглашения об изменении размера арендной платы правомерно.

 

Закрытое акционерное общество в составе которого 10 акционеров выпустило акции в бездокументарной форме. 
Вопрос: Обязательно ли передавать ведение реестра акционеров регистратору или общество может самостоятельно быть держателем реестра акционеров?

Ответ:

Пунктом 3 ст.44 Федерального закона №208-ФЗ от 26.12.1995 «Об акционерных обществах» предусмотрено, что держателем реестра акционеров общества может быть это общество или регистратор. Для тех обществ, где число акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор.

Согласно п.2 ст.149 ГК РФ (в редакции Федерального закона №142-ФЗ от 02.07.2013 «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации») ведение записей по учету прав на бездокументарные ценные бумаги осуществляется лицом, имеющим предусмотренную законом лицензию.

Пунктом 5 ст.3 Федерального закона №142-ФЗ от 02.07.2013 «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что акционерные общества, которые на день вступления в силу Федерального закона №142-ФЗ от 02.07.2013 (то есть на 01.10.2013) были держателями реестров акционеров, сохраняют право вести указанные реестры в течение года после дня вступления в силу указанного Федерального закона. По истечении года после дня вступления в силу этого закона указанные акционерные общества обязаны передать ведение реестра лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию, в соответствии с п.2 ст.149 ГК РФ.

Таким образом, после 01.10.2014 акционерные общества, которые были держателями реестров акционеров в соответствии с п.3 ст.44 Федерального закона «Об акционерных обществах», обязаны передать ведение реестра лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию.

 

Стороны заключили договор аренды помещений, в котором предусмотрено право арендатора расторгнуть договор в любое время при условии уведомления арендодателя за 30 календарных дней. Арендатор направил арендодателю уведомление о расторжении договора по адресу арендодателя, указанному в договоре аренды, однако, арендодатель, ссылаясь на неполучение уведомления от арендатора, отказывается расторгнуть договор.
Вопрос: Правомерны ли действия арендодателя?

Ответ:

В пункте 1 статьи 165.1 ГК РФ указано, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Правила пункта 1 ст.165.1 ГК РФ будут применяться если иное не предусмотрено условиями договора.

В связи с вышеизложенным уведомление о расторжении договора, направленное арендатором по адресу указанному в договоре аренды, но которое не было получено арендодателем по причинам, зависящим от адресата (например, арендодатель не получает почту по адресу, который указан в договоре), будет считаться доставленным и, следовательно, при условии соблюдения арендатором сроков уведомления такой договор аренды считается расторгнутым.

Организация - резидент особой экономической зоны Калининград (далее - Организация "Х") ввозит товар на территорию СЭЗ. На товар есть таможенная декларация, по которой товар помещен под таможенный режим "Импорт 78" (размещение и использование в пределах территории СЭЗ). Так как Организация "Х" - резидент СЭЗ, она уплачивает только таможенный сбор, таможенные пошлины и ввозной НДС считаются условно начисленными. Организация "Х" должна будет их уплатить, при реализации товара за пределы территории СЭЗ. Организация "Х" реализует товар по ГТД организации "Y", которая является таким же резидентом этой СЭЗ. При реализации возникает НДС к уплате в бюджет.
Вопрос: Может ли Организация "Х" применить НДС к вычету по ввозному товару? (фактически ввозной НДС они не оплачивали и не начисляли).

Ответ:

Отвечая на Ваши вопросы, хочу отметить следующее.

Таможенные процедуры свободной таможенной зоны и свободного склада устанавливаются в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза (п. 2 ст. 225 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Таможенная процедура свободной таможенной зоны может применяться на территории СЭЗ или на части ее территории.

Территория СЭЗ является частью таможенной территории таможенного союза.

Товары, ввезенные на территорию СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования.

Пределы портовой и логистической СЭЗ являются таможенной границей таможенного союза (ст. 9 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны).

Отношения в сфере особых экономических зон в Российской Федерации регулируются Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года (далее - Соглашение о СЭЗ), иными актами таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и иным законодательством Российской Федерации.

Особая экономическая зона - часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Возникновение на территории Литвы и Латвии целого ряда СЭЗ (в первую очередь свободных портов и приграничных СЭЗ) вместе с введением общих льгот для иностранных инвесторов подтолкнуло Россию к принятию решения об установлении особого режима хозяйственной деятельности на территории Калининградской области - был создан Федеральный закон от 22 января 1996 г. N 13 "Об особой экономической зоне в Калининградской области". В числе немногочисленных льгот, предоставленных законом, необходимо упомянуть освобождение от налога на добавленную стоимость с выручки от оказания транспортных услуг, услуг по погрузке, разгрузке, перегрузке и хранению при перевозке и перевалке товаров из зоны на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и с остальной части таможенной территории в зону.

С 1 апреля 2006 г. прежний закон отменяется и вступает в силу Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области с учетом геополитического положения Калининградской области в целях ускорения ее социально-экономического развития.

Особая экономическая зона в Калининградской области - территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности, а также применяется процедура свободной таможенной зоны.
На территории Особой экономической зоны могут размещаться и использоваться товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товары Таможенного союза, не помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и иностранные товары, помещенные под иные таможенные процедуры.

Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны не могут быть помещены товары, установленные в соответствии с Соглашением о СЭЗ, в том числе:
1) подакцизные товары;
2) товары в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации, в том числе по предложению высшего исполнительного органа государственной власти Калининградской области.

Товары помещаются резидентами под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в целях реализации ими инвестиционных проектов в Особой экономической зоне.

Статья 151 НК РФ определяет особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации. Пункт 3 данной статьи указывает, что при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны НДС не уплачивается.

Пунктом 1 статьи 172 НК РФ установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, подлежат вычетам после принятия товаров на учет на основании документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

Следовательно, право на вычет налога на добавленную стоимость, фактически уплаченного при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, возникает у налогоплательщика в том налоговом периоде, в котором выполнены все вышеперечисленные условия, в том числе имеется таможенная декларация, подлежащая регистрации в книге покупок.
Так как НДС при ввозе Вашей организацией не уплачивался, предъявить его к вычету нельзя.

конец faq