Вопросы и ответы

Сотрудница Иванова работает в компании А на постоянной основе в должности зам.гл.бухгалтера с 2007 г. ( оклад 40 000.00 руб.).
Также сотрудница Иванова работает в компании В на внешнем совместительстве в должности гл.бух с 2007г. ( оклад 5 000.00 руб.). 
С ноября 2010г. сотрудница Иванова уходит в декретный отпуск и далее в отпуск по уходу за ребенком до 1.5 лет.
В компании А и Б сотрудница Иванова получила декретные отпускные, пособие на ребенка получает от компании А.

01 октября 2011г., когда ребенку было 8 месяцев, сотрудницу Иванову увольняют по собственному желанию из компании А ( где она работала зам.гл.бухгалтером на постоянной основе) и принимают 02 октября 2011г. в компанию Б на постоянную основу на должность зам.гл.бухгалтера ( до 01.10.11г. в этой компании Иванова работала как внешний совместитель на должности гл.бух.) с окладом 40 000.00 руб.

А с 03 октября 2011г. сотрудница Иванова пишет заявление на отпуск по уходу за ребенком до 1.5 лет, а потом до 3-х лет. Пособие на ребенка сотрудница получает от компании Б в таком же размере как и в компании А.
В январе 2014г. сотрудница Иванова выходит из отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет. Данную сотрудницу будут сокращать.

Получается, что она проработала в компании Б на постоянной основе только один день, т.е. 03.10.11г., т.к. до этого числилась там же как внешний совместитель .

 

Вопрос:

Как правильно рассчитать выходное пособие при сокращении в ситуации:

а. она отработает положенные по закону два месяца с окладом 40 000.00 руб. в месяц;

б. если она не будет отрабатывать два месяца, а по соглашению с работодателем расторгнет трудовой договор до истечения двухмесячного срока, с выплатой дополнительной компенсации в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечении срока предупреждения об увольнении?

 

Ответ:

Работники могут быть уволены в связи с сокращением численности или штата организации. Одновременно с предупреждением об увольнении администрация должна предложить работнику другую работу в организации с учетом его образования, квалификации и опыта работы.

Если другая работа сотрудника не устраивает, то его увольняют по статье 77 (п. 4) Трудового кодекса.

Работникам, которые увольняются в связи с сокращением численности или штата, помимо заработной платы за дни, отработанные в месяце увольнения, и компенсации за неиспользованный отпуск выплачиваются:
- выходное пособие в размере среднего месячного заработка;
- средняя заработная плата за период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях (по решению органа службы занятости) средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в службу занятости и не был трудоустроен (ст. 178 ТК РФ).

Во всех случаях, кроме применения суммированного учета рабочего времени, для определения среднего заработка используется средний дневной заработок. Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате.
Средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней. Выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, и средняя заработная плата, выплачиваемая при трудоустройстве, не облагаются взносами на обязательное социальное страхование, взносами от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также налогом на доходы физических лиц (ст. 20.2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ, ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ).

В соответствии со ст. 282 ТК РФ совместительство – это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы (внутренние совместительство), так и у других работодателей (внешнее совместительство).

Отметим, что в трудовом договоре необходимо указать на то, что работа является совместительством. При оформлении приказа о приеме на работу в строке «условия приема на работу, характер работы» также обязательно прописывают «по совместительству».

Анализ норм трудового права не дает однозначного ответа, что же такое совместительство – отдельный вид договора либо одно из его условий. С одной стороны, совместительство не упоминается в перечне обязательных для включения в трудовой договор условий ст. 57 ТК РФ, да и в ст. 282 ТК РФ говорится о «заключении трудовых договоров о работе по совместительству». Кроме того, особенностям регулирования труда лиц, работающих по совместительству, посвящена глава 44 ТК РФ.

По мнению Роструда, работа по совместительству – это одно из условий трудового договора. Как правило, если совместитель просит переоформить его на основное место работы, это означает, что он уволился с другой основной работы и на руках имеет трудовую книжку. Если работник, работающий по совместительству, расторгает трудовой договор по основному месту работы, то работа по совместительству автоматически не становится для него основным местом работы.  Поскольку условие о работе по совместительству является обязательным условием трудового договора, а в соответствии со статьей 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон и только в письменной форме, то необходимо заключение дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором будут изменены условия трудового договора в части статуса работника, то есть указано, что работа, которую он ранее выполнял на условиях совместительства, является теперь для него основной.

Указанное переоформление трудовых отношений должно быть в обязательном порядке подтверждено соответствующим приказом (распоряжением) работодателя, в содержании которого указывается, что работник, ранее работавший по совместительству, получает статус основного работника.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
• совместительство – это не вид договора, а одно из его условий;
• сведения о совместительстве могут быть внесены по желанию работника в любое время и позднее – работодателем по месту основной работы;
• если совместитель расторгает трудовой договор по основному месту работы, то работа по совместительству автоматически не становится для него основным местом работы;
• переоформление трудовых отношений с совместителем путем его перевода на основную работу противоречит законодательству;
• трудовые отношения с совместительства на основную работу можно оформить путем составления соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

Таким образом, расчет выходного пособия при увольнении Вашей сотрудницы необходимо произвести в размере среднего месячного заработка с учетом отработанного времени в соответствии с трудовым договором с компанией «Б» (с момента его заключения – с 2007г., при условии, что этот договор не расторгался, а только вносились изменения).

Общий порядок расчета среднего заработка установлен статьей 139 Трудового кодекса. Она предусматривает, что в расчете участвуют все определенные системой оплаты труда виды выплат. Их источник (чистая прибыль, прочие расходы, затраты по текущим видам деятельности) значения не имеет. Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Особенности расчета среднего заработка установлены Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922).

Вариант а. В случае если работник отработает два календарных месяца, то расчет производится в соответствии с пунктом 5 Положения, т.е. из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:
а) за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации;
б) работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам.

Вариант б. В случае если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период или за период, превышающий расчетный период, либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период, равный расчетному (пункт 6 Положения).

 

Ситуация - работник обучается заочно на 4-ом году в аспирантуре (для него это первая аспирантура, в продолжение его профильного высшего образования) в образ. учреждении, имеющим гос. аккредитацию и лицензию на право осуществления образовательной деятельности. Он написал заявление на учебный отпуск на 2 дня, принес справку-вызов из образовательного учреждения на предоставление ему доп.отпуска на 30 кал.дней, начиная с 18.11.2013.
Защита диссертации предварительно назначена на сентябрь 2014.
С 01.09.2013 вступили в силу изменения в ФЗ № 273 от 29.12.13 "Об образовании".

 

Вопросы:

1. порядок предоставления учебного отпуска - если работник пишет заявления на один-два рабочих дня, т.е.он "выбирает" дни из предоставленных ему по закону 30 календарных дней, а не на все 30 кал.дней сразу - можно ли отнести на затраты эти доп.отпуска (учебный отпуск), которые могут иметь временной промежуток времени и растянуться на пол года.

2. правомерно ли работнику выдали Справку-вызов, а не Предоставление ученого совета на подготовку для защиты научного звания на 3 календарных месяца, т.к. работник проходит последний (четвертый) курс обучения. По действующему законодательству, похоже отменено право на 30 кал.месяца на подготовку защиты диссертации для аспирантов. Если Справка-вызов - релевантный документ, то правомерно ли , если это образовательное учреждение выдаст работнику еще одну Справку еще на 30 календарных дней уже на 2014 год.

 

Ответ 1:

Учебный отпуск предоставляется при соблюдении ряда условий, установленных статьями 173-177 Трудового кодекса.
В частности, работодатель обязан предоставить дополнительный учебный отпуск только при наличии следующих условий:
- заочная или очно-заочная (вечерняя) форма обучения работника, получающего высшее профессиональное или среднее профессиональное образование;
- получение работником образования соответствующего уровня впервые.

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Трудовой Кодекс дополнен статьей 173.1, вступившей в силу с 1 сентября 2013 г.

Статья 173.1. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации
Работники, осваивающие программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки по заочной форме обучения, имеют право на:
ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней с сохранением среднего заработка. При этом к ежегодному дополнительному отпуску работника добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места обучения и обратно с сохранением среднего заработка. Указанный проезд оплачивает работодатель;
один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50 процентов получаемой заработной платы. Работодатель вправе предоставлять работникам по их желанию на последнем году обучения дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы.
Работники, осваивающие программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), а также лица, являющиеся соискателями ученой степени кандидата наук, имеют также право на предоставление им по месту работы ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью три месяца для завершения диссертации на соискание ученой степени кандидата наук с сохранением среднего заработка.

Статья 177. Порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые. Указанные гарантии и компенсации также могут предоставляться работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным для получения образования работодателем в соответствии с трудовым договором или ученическим договором, заключенным между работником и работодателем в письменной форме.
К дополнительным отпускам, предусмотренным статьями 173 - 176 настоящего Кодекса, по соглашению работодателя и работника могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска.
Работнику, совмещающему работу с получением образования одновременно в двух организациях, осуществляющих образовательную деятельность, гарантии и компенсации предоставляются только в связи с получением образования в одной из этих организаций (по выбору работника).
Форма справки-вызова, дающей право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Помимо соблюдения указанных условий у работодателя должно быть основание для предоставления отпуска. Таким основанием в первую очередь является справка-вызов.
Организация оформляет сотруднику отпуск на основании справки-вызова. В ней, в частности, указывается продолжительность учебного отпуска. Она не должна превышать нормы, установленные в статьях 173-176 ТК РФ.
После окончания учебного отпуска сотрудник должен принести на работу заполненную справку-подтверждение. Она доказывает правомерность нахождения сотрудника в отпуске.
Справка-вызов выдается работнику его образовательным учреждением.
Ее форма для обучающихся в высших учебных заведениях утверждена Приказом Минобразования РФ от 13.05.2003 N 2057 "Об утверждении форм справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других льгот, связанных с обучением в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию"

Она состоит из двух частей: справки-вызова и справки-подтверждения. Справка-вызов является подтверждением успешного обучения работника и основанием для предоставления учебного отпуска. В ней отмечаются форма обучения, курс, вид отпуска и его продолжительность.
В справке-подтверждении, предъявляемой работником по окончании сессии, указывается фактический период ее прохождения.
Требование о предъявлении работником заявления законодательством не установлено, и если сотрудник принес только справку-вызов, отказать в отпуске работодатель не имеет права.
Учебный отпуск предоставляется в сроки, указанные в справке-вызове. Продолжительность учебного отпуска (как с сохранением среднего заработка, так и неоплачиваемого), указываемая в справке-вызове, не должна превышать период, установленный статьями 173-176 ТК РФ
Конкретные сроки предоставления отпуска работник может указать в заявлении.
Если работник в своем заявлении напишет меньший срок, считаем, что можно руководствоваться заявлением.
«Растягивать» отпуск, выбирая по два дня, за пределы сроков указанных в справке-вызове, мы не вправе.
Работодатель должен оплатить работнику предоставляемый учебный дополнительный отпуск в размере среднего заработка. Расчет среднего заработка производится по правилам, утвержденным ст. 139 ТК РФ, а также Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.
Если сотрудник имеет право на оплачиваемый учебный отпуск, заменить его денежной компенсацией нельзя. Такой вывод следует из части 1 статьи 126 ТК РФ.
Если на период учебного отпуска приходятся нерабочие праздничные дни, учебный отпуск не продлевается. Такой вывод можно сделать из части 1 статьи 120 ТК РФ. Учебный отпуск не относится ко времени отдыха и предоставляется строго на дни, указанные в справке-вызове. При этом приходящиеся на отпуск нерабочие праздничные дни оплачиваются как дни отпуска (п. 14 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922).

Документы об оплате учебных отпусков (заявления, решения, справки, переписка) должны храниться до окончания надобности в этих документах, но не менее пяти лет (п. 417 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558).

Расходы на оплату учебного отпуска, предоставленного с учетом требований статей 173-177 ТК РФ, учитываются для целей налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда. Об этом говорится в пункте 13 статьи 255 НК РФ.
При невыполнении требований статей 173-177 ТК РФ расходы на оплату учебного отпуска при исчислении налога на прибыль не признаются.
Суммы оплаты учебных отпусков облагаются НДФЛ и страховыми взносами во внебюджетные фонды в обще установленном порядке. Поскольку согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ и статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ указанные суммы в перечень выплат, освобождаемых от обложения НДФЛ и страховыми взносами, не входят.

 

Ответ 2:

Завершение диссертации на соискание ученой степени кандидата наук не рассматривается как обязательный элемент подготовки аспиранта.
Поэтому основанием для предоставления ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью три месяца с сохранением среднего заработка должен являться документ, выдаваемый Диссертационным (Ученым) советом того учебного (научного) заведения, к которому прикреплен соискатель ученой степени.

 

Недавно организовано ООО, организация транспортного обслуживания на своих и привлеченных легковых автомобилях повышенной комфортности Mercedes -Benz (аренда легковых автомобилей с водителем), для встречи и проводов пассажиров 1 и бизнес классов, участие на различных форумах и конгрессах, обслуживание делегаций на различных уровнях.
Код ОКВЭД 60.22 подлежит обязательному лицензированию, что включает в себя обязательное оснащение сигнальным желтым фонарём и нанесением отличительным знаком "такси". 
Вопрос: подлежит ли обязательному лицензированию - аренда легковых автомобилей с водителем? Если, да, то как быть с оснащением автомобилей атрибутикой «такси»? 

Ответ:

Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) утверждено постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280.

Положение определяет порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. 

Лицензирование деятельности по перевозке пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами

Лицензирование деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым транспортом (услуги такси) было отменено в 2006 году в связи с наличием иных методов регулирования.

В частности, проверка технического состояния транспортных средств осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", а также постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (например, обязанность водителей проводить технический осмотр автомобильного транспорта, обязательное прохождение водителями медицинского осмотра, обязательное страхование автомобильного транспорта, за соблюдением этих обязанностей установлен соответствующий контроль и ответственность за их нарушение).

Проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей, соблюдение режима труда и отдыха водителей, а также проведение стажировки и обучения водителей должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации.

Кроме того, Уголовным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также за нарушение правил охраны труда.

Кроме того, отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг регулируются также Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", которым установлены права потребителей на приобретение товаров, работ и услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, предусмотрена возможность получения ими информации о товарах, работах и услугах и об их изготовителях, исполнителях и продавцах, государственная и общественная защита их интересов, а также определяется механизм реализации и защиты этих прав.

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (статья 8) введен уведомительный порядок начала осуществления деятельности по предоставлению услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом. Уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности предусматривает проведение плановых проверок осуществления деятельности с периодичностью один раз в три года.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 19.7.5-1 и 14.1) предусмотрена ответственность за нарушение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем установленного порядка представления уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности, а также за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Уголовным кодексом Российской Федерации (статья 171) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 14.1) также предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет наложение штрафа.

Согласно статье 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" полиция является органом, который осуществляет контроль за соблюдением законодательства в части защиты личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений; выявления и раскрытия преступлений, производство дознания по уголовным делам.

Учитывая изложенное, решение существующих проблем в сфере автомобильных пассажирских перевозок такси решается путем совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы регистрации хозяйствующих субъектов, налогообложения, технического состояния транспорта и подготовки водителей, а также повышения ответственности за нарушение требований, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Такой вид деятельности как аренда легковых автомобилей с водителем не предусматривает получение разрешения либо уведомительного принципа. Но в то же время, не предполагается, что в этом случае Вы можете использовать атрибуты «такси» - сигнальный желтый фонарь и нанесение отличительного знака "такси".

Но если подвести Ваши отношения к договору фрахта то, в соответствии с гл. 40 ГК РФ "Перевозка" (Статья 787. Договор фрахтования. По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.) и ст.31 УАТ такая деятельность приравнивается к перевозкам, что предполагает с соответствии с Федеральным законом от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ получения разрешения (ст.9 «Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе»).

Таким образом, все зависит от правильных формулировок договора с клиентом.

 

В перечне обязательных реквизитов первичного учетного документа, установленном частью 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ3, реквизиты «адрес экономического субъекта» и «печать организации» не поименованы. 
Вопрос: Имеются ли налоговые риски для организации, принимающей к учету акты выполненных работ (оказанных услуг) без вышеназванных реквизитов. В перечне контрагентов, с которыми сотрудничает организация, имеются контрагенты, работающие по упрощенной системе налогообложения.

Ответ:

Минфин неоднократно в своих разъяснениях указывал на особенности новых требований к первичным документам, определенных ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

(Письмо Минфина России от 06.03.2013 N 03-03-06/1/6700. С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не обязательны для применения в отличие от форм документов, которые используются в качестве первичных учетных документов, установленных уполномоченным органом на основании законодательства.

Письмо Минфина России от 06.05.2013 N 03-03-06/1/15770. Согласно закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ с 1 января 2013 г. формы первичных документов, включенные в альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, не обязательны к применению).

Для целей налогового учета применяются первичные документы, соответствующие требованиям Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Таким образом, если в составе документа утвержденного руководителем экономического субъекта отсутствуют реквизиты («адрес экономического субъекта» и «печать организации») не заявленные в ст.9 Закона как обязательные, то данный факт не является основанием для признания документа недействительным.

Риски возможны только в части недостаточности информации для идентификации контрагента (и то при ошибке в наименовании организации).

А отсутствие печати для заверении подписи предусмотрено даже в счете-фактуре.

Советую обратить внимание на утверждение применяемой формы руководителями ваших организаций.

Согласно законодательству в налоговом учете затраты на спецодежду, срок службы которой превышает 12 мес. учитываются единовременно, а в бух. учете линейно, пропорционально сроку использования.
Вопрос: Возможно ли локальными актами (в учетной политике) предусмотреть перенос стоимости на затраты как в налоговом, так и в бухгалтерском учете единовременно, при передаче в использование.

Ответ:

В соответствии с п. 9 Методических указаний (приказ Минфина от 26.12.2002г. № 135Н "Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету спец.инструмента ..... и спецодежды") организациям предоставлено право ведения бухгалтерского учета специнструментов, спецприспособлений и спецоборудования в порядке, аналогичном порядку учета основных средств согласно ПБУ 6/01 и Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств.

При этом согласно письму Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ от 12 мая 2003 г. N 16-00-14/159 подобный порядок учета устанавливается и для предметов специальной одежды. Следовательно, предприятие может выбирать по своему усмотрению метод учета спецодежды, зафиксировав его в приказе об учетной политике.

Таким образом, в отношении данных активов действуют положения п. 5 ПБУ 6/01. В соответствии с которым, активы, по которым выполняются предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01 условия принятия их к бухгалтерскому учету в качестве основных средств и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

Если организация решает учитывать активы стоимостью в пределах лимита в составе материально-производственных запасов, то в учетной политике организации должен быть отражен не только сам факт этого выбора, но и размер данного лимита. Лимит стоимости объекта основных средств определяется организацией также самостоятельно, но его размер не может превышать 40 000 руб. за единицу.

В том случае, когда данные активы учитываются в составе материалов, в отношении них организация соответственно не применяет формы первичных учетных документов по учету основных средств. В частности, не оформляются утвержденные постановлением Госкомстата России от 21.01.03 г. N 7 форма N ОС-1 при приеме-передаче основных средств, форма N ОС-2 при внутреннем перемещении объектов, форма N ОС-4 при их выбытии, не открывается инвентарная карточка учета основных средств (форма N ОС-6) и т.д. Однако в целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Как вывод - спецодежду стоимостью до 40 000-00 рублей списываем на расходы единовременно, даже если срок носки превышает 12 месяцев. При этом поступление спецодежды отражается бухгалтерской записью:

Д10К60
Д19К60

выдача:

Д20 (23,25, 26, 44) К10.

 

Фирма занимается экспортом товара в страны Таможенного союза. Речь идет о поставке товара в Казахстан. Поставляет аксессуары к бытовой технике.
28.01.2013 в адрес Казахстана была сделана отгрузка на сумму 745370,00 рублей. Срок подтверждения "0" ставки и возмещение НДС выходит на 3 квартал 2013 года.
Оплачена была данная поставка частично - 10% предоплата по договору (сумма 74537,00 руб.). Окончательный срок оплаты наступает 23.08.2013 года. В промежутке были еще оплаты на общую сумму 200000,00 рублей. Остаток задолженности 470833,00 рублей.
Оставшуюся оплату (долг 470833,00 руб.) контрагент оплачивать не будет, а хочет сделать возврат товара. Расходы по доставке товара клиент берет на себя.

 

Вопросы:

1). Будет ли возврат являться импортом? Если да, то как фирма должна его оформлять у себя (по налоговому и бухгалтерскому учету) и какие органы необходимо уведомить о ввозе возврата товара, в какие сроки.

2). Подтверждение "0" ставки и возмещение НДС будет в полном объеме (изначальная поставка) или за минусом возврата. Фирма имеет только рублевый расчетный счет. По контракту - возврат возможен только некачественного товара и если не соответствует ассортименту. Если не соответствует ассортименту, возврат через 15 дней заменой товарной группы.

 

Ответ 1:

Отношения по ввозу-вывозу товаров по территории Таможенного союза регулируются не ТК ТС, а международным договором между странами ТС – Соглашением.

Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" предусматривает, что НДС и акцизы при импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг из Республики Беларусь и Республики Казахстан взимаются в стране импортера, то есть в России.

Основными документами, регулирующими вопросы налогообложения в Таможенном союзе, также являются:

- Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009;

- Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009;

- Протокол о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года от 11.12.2009;

- Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009.

При экспорте товаров в Республику Беларусь и Республику Казахстан по НДС применяется нулевая ставка, а подакцизные товары освобождаются от налогообложения. Чтобы подтвердить обоснованность применения нулевой ставки по НДС и освобождения от уплаты акцизов, в налоговые органы представляются следующие документы:

1) договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров, договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), договоры (контракты) на изготовление товаров, договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза;

3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Заявление составляется по форме, которая содержится в приложении 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009. На заявлении должна быть отметка налогового органа государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств). При этом по усмотрению налоговых органов государств - членов Таможенного союза подается оригинал или копия указанного заявления;

4) транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Таможенного союза;

5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства - члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.

Все документы налогоплательщик обязан подать в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. В противном случае ему придется в порядке, установленном главами 21 и 22 Кодекса, уплатить в бюджет суммы НДС и акцизов, начисленные за тот налоговый период, в котором товар был отгружен (передан). За тот же период нужно будет подать и уточненные декларации.

 

Ответ 2:

В случае возврата бракованных товаров в месяце их принятия на учет начисление налогов и отражение этих товаров в налоговой декларации не производятся. Если же ввезенные товары, оказавшиеся некачественными, возвращаются по истечении месяца, в котором они были приняты на учет, организация-покупатель представляет соответствующие уточненные налоговые декларации (абз. 2 п. 9 ст. 2 Протокола).

Суммы косвенных налогов, уплаченные при ввозе товаров из Белоруссии и Казахстана, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ (п. 11 ст. 2 Протокола о товарах в ТС).

Ставки косвенных налогов на импортируемые товары не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства (ст. 3 Соглашения от 25.01.2008).

Таким образом, если возврат ни как не связан с подтвержденной участниками договора (контракта) причине ненадлежащего качества и (или) комплектации товаров, да еще и договор не предусматривает отказа от принятия к учету отгруженных товаров покупателем, необходимо считать, что имеет место быть обратная реализация. То есть Ваш покупатель по факту возврата заявляет ставку «0%», а Вам нужно заплатить НДС как при обычном импорте товаров из Казахстана и представить декларацию по косвенным налогам. Затем данный налог по факту уплаты предъявите к вычету в обычной декларации.

Первую декларацию с возмещением будете представлять на всю сумму отгруженного товара, в том числе возвращенного.

Если бы товар потерял статус товара Таможенного Союза при экспорте за пределы ТС, то заявлялась бы таможенная процедура реимпорта (ст. 292 ТК).

Срок помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта зависит от таможенной процедуры, под которой товары были вывезены с таможенной территории таможенного союза и установлен п. 1 ст. 293 ТК. Для товаров, вывезенных под таможенной процедурой экспорта, срок помещения под процедуру реэкспорта не может превышать три года со дня, следующего за днем их перемещения через таможенную границу при вывозе с таможенной территории таможенного союза или в иной срок, установленный в соответствии с п. 2 ст. 293 ТК (подп. 1 п. 1 ст. 293 ТК).

 

ООО (Доверительный управляющий) заключило договор доверительного управления имущества с Банком (Учредитель доверительного управления) на имущество, не используемое Банком в банковской деятельности. ДУ продает это имущество. Возникает налоговая база по НДС. Если бы имущество продавал сам Банк (собственник) то налоговая база по НДС определялась бы согласно п. 3 ст. 154 НК: как разница между ценой продажи имущества с учетом НДС и стоимостью покупки имущества (его остаточная стоимость с учетом переоценки).
Вопрос: Какая налоговая база будет у ДУ?

Ответ:

По договору доверительного управления именно доверительный управляющий использует переданное ему имущество (принимает решения об использовании имущества), тогда как учредитель управления остается собственником имущества и может выступать выгодоприобретателем (ст. 1012 ГК РФ).

Доверительный управляющий может передать имущество, полученное в доверительное управление, в аренду, а также совершать иные действия, направленные на получение дохода от данного имущества.

Сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего. Данное условие считается выполненным, если при совершении действий, не требующих письменного оформления, другая сторона информирована об их совершении доверительным управляющим в этом качестве, а в письменных документах после имени или наименования доверительного управляющего сделана пометка "Д.У.". При отсутствии на документах пометки "Д.У." доверительный управляющий отчитывается перед третьими лицами лично и отвечает перед ними только принадлежащим ему имуществом.

Операции, осуществляемые доверительным управляющим в соответствии с договором доверительного управления, облагаются НДС, а сам он в отношении таких операций должен исполнять обязанности плательщика НДС (п. 1 ст. 174.1 НК РФ).

К ним относятся:
- выставление счетов-фактур при реализации доверительным управляющим товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав в рамках договора доверительного управления (п. 2 ст. 174.1 НК РФ);
- представление налоговой декларации по НДС в налоговый орган.

Доверительный управляющий ведет учет операций, совершенных в процессе выполнения договора доверительного управления имуществом, а также представляет в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по каждому указанному договору отдельно.

Из вышесказанного следует, что в отношении деятельности, осуществляемой в рамках договора доверительного управления имуществом, учредитель управления не признается плательщиком НДС и у него не возникает соответствующих обязанностей.

Исходя из писем Минфина России от 26.02.2009 N 03-07-11/46, от 29.10.2007 N 03-07-11/531 доверительный управляющий при расчете общей суммы НДС по операциям, осуществляемым в рамках договора доверительного управления имуществом, и по иным операциям руководствуется п. 4 ст. 166 НК РФ. Согласно данной норме эта сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, момент определения налоговой базы по которым, установленный ст. 167 НК РФ, относится к соответствующему налоговому периоду.

Правила ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС не содержат положений в отношении счетов-фактур, выставляемых при осуществлении хозяйственных операций в рамках ДДУ. Следовательно, показатели счетов-фактур с пометками "Д.У." доверительный управляющий включает в книгу покупок и книгу продаж, а также в журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, используя их итоговые данные за соответствующий период при составлении налоговой декларации. По мнению ФНС, отдельных книг продаж и покупок для регистрации счетов-фактур, выставляемых и получаемых в рамках ДДУ, налоговым законодательством не предусмотрено (Письмо от 29.03.2008 N 19-11/19233, письма ФНС РФ от 09.04.2012 N ЕД-4-3/5892@, от 13.04.2012 N ЕД-4-3/6289@ ).

В соответствии со ст. 39, 146 НК не облагается НДС доход от управления имуществом, передаваемый доверительным управляющим учредителю управления (выгодоприобретателю), после уплаты всех налогов, включая НДС.

Доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление. Распоряжение недвижимым имуществом доверительный управляющий осуществляет в случаях, предусмотренных договором доверительного управления (ст. 1020 ГК РФ).

По общему правилу, после прекращения договора имущество, находящееся в доверительном управлении, должно быть передано учредителю управления - собственнику. Однако учредитель управления и доверительный управляющий вправе предусмотреть в договоре иные условия.

Так, в Вашем случае, договор доверительного управления, заключенный с кредитной организацией, предусматривает, что учредителю управления возвращаются денежные средства, вырученные от реализации имущества, находящегося в доверительном управлении

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Таким образом, при осуществлении деятельности в рамках ДДУ доверительный управляющий исчисляет и уплачивает в бюджет НДС в общеустановленном порядке.

При продаже имущества, переданного в доверительное управление, налоговая база определяется исходя из стоимости его реализации.

При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок) (п. 3 ст. 154 НК РФ).

Порядок определения налоговой базы, установленный п. 3 ст. 154 НК РФ, может быть использован, если приобретенное имущество подлежит учету по стоимости с учетом уплаченного НДС.

Случаи, когда налогоплательщикам необходимо учитывать сумму "входного" НДС в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), представлены в п. 2 ст. 170 НК РФ. В случае осуществления налогоплательщиками следующих действий сумма "входного" НДС должна учитываться в стоимости товаров (работ, услуг):
- если товары (работы, услуги) приобретены для использования в операциях, не облагаемых НДС (п.п. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ) (письмо Минфина России от 13.04.09 г. N 03-03-06/1/236);
- если товары (работы, услуги) используются для операций, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (п.п. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ) (письмо Минфина России от 1.10.09 г. N 03-07-08/195);
- если товары (работы, услуги) приобретаются лицом, не являющимся плательщиком НДС либо освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате НДС (п.п. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ) (письмо Минфина России от 3.09.09 г. N 03-11-06/3/227);
- если товары (работы, услуги), имущественные права используются для операций, которые не признаются реализацией в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ, при условии что иное не установлено главой 21 НК РФ (п.п. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ).

В соответствии с правилами бухгалтерского учета доверительный управляющий учитывает на отдельном балансе имущество, полученное в управление, по учетной стоимости передаваемого имущества, сформированной учредителем управления.

Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется как от другого имущества учредителя управления, так и от имущества доверительного управляющего. При этом передача имущества по договору учредителем управления не является объектом обложения НДС, то есть никаких обязанностей по исчислению НДС и выставлению счетов-фактур у учредителя управления и права на вычет либо включения в расходы налога, соответственно, у доверительного управляющего не возникает.

Доверительный управляющий при продаже имущества в рамках договора доверительного управления имуществом осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление.

Если учредитель управления в соответствии с требованиями п. 2 ст. 170 НК РФ включил в стоимость имущества входящий НДС, то, по нашему мнению, доверительный управляющий формирует налоговую базу с учетом положений п. 3 ст. 154 НК РФ.

В то же время, необходимо учесть, что учредителем управления и собственником имущества является банк, основная деятельность которого связана с операциями необлагаемыми НДС (п. 2 ст. 149 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 170 НК РФ банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). Указанные суммы налога учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 264 главы 25 "Налог на прибыль организаций" при условии соответствия критериям, предусмотренным ст. 252 НК РФ.

Таким образом, Учетной политикой банка может быть установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные банку при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо фактически уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам) включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, и не участвуют в формировании стоимости основного средства.

В этом случае налоговая база при дальнейшей реализации приобретенного имущества подлежит определению в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ. Это подтверждается и официальной позицией Минфина РФ (письма Минфина России от 8.02.10 г. N 03-07-05/04, от 21.09.09 г. N 03-07-05/47, от 17.09.09 г. N 03-07-05/45, от 14.09.2009 N 03-07-05/42, от 1.04.08 г. N 03-07-05/16 и др.).

Вывод. При реализации имущества, переданного в доверительное управление, доверительный управляющий исчисляет и уплачивает в бюджет НДС в соответствии с правилами ст. 146, 154 НК РФ.

Если учредитель управления в соответствии с требованиями п. 2 ст. 170 НК РФ включил в стоимость имущества входящий НДС, то доверительный управляющий формирует налоговую базу с учетом положений п. 3 ст. 154 НК РФ.

Если предъявленный продавцом НДС не формировал стоимость имущества или заявлялся банком к вычету, то, продавая имущество, доверительный управляющий исчисляет налоговую базу со всей суммы выручки от продажи имущества.

Рекомендуем иметь документы, подтверждающие, что при формировании банком стоимости имущества НДС включался в эту стоимость.

 

На основании договора приватизации жилищного фонда от 1994 года я совместно со своими родителями приобрел в собственность квартиру. После смерти родителей в 2003 и 2009 годах указанная квартира на основании свидетельств о праве на наследство перешла в мою единоличную собственность. Квартира была продана по договору купли-продажи в 2011.
Вопрос: Подлежит ли налогообложению НДФЛ доход от продажи указанной квартиры?

Ответ:

В качестве ответа размещаем Письмо Минфина РФ от 30.11.2011 №03-04-05/7-970.

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 ноября 2011 г. N 03-04-05/7-970

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу получения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Из письма следует, что у налогоплательщика с 1994 г. находилась в совместной собственности со своими родителями квартира. После смерти родителей в 2000 и 2008 гг. на основании свидетельств на наследство квартира перешла в единоличную собственность налогоплательщика. В 2010 г. квартира была продана.

Согласно ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение состава собственников, в том числе переход имущества к одному из участников общей собственности, не влечет для этого лица прекращения права собственности на указанное имущество. При этом на основании ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение состава собственников имущества предусматривает государственную регистрацию такого изменения.

В связи с этим моментом возникновения права собственности у участника общей собственности на квартиру является не дата повторного получения свидетельства о праве собственности на имущество в связи с изменением состава собственников квартиры и долей в праве собственности на квартиру, а момент первоначальной государственной регистрации права собственности на данную квартиру.

В соответствии с п. 17.1 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи, в частности, квартиры, находившейся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

Учитывая изложенное, если квартира находилась в собственности налогоплательщика (независимо от изменения состава собственников и размера его долей в праве собственности на квартиру) более трех лет, то доходы от продажи этой квартиры указанным налогоплательщиком не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что доход от продажи этой квартиры налогоплательщиком не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

 

Согласно статье 331.1 Налогового Кодекса РФ положения данной статьи применяются до 1 июля 2012 года.
Вопрос: Какие положения должны применяться после 1 июля 2012 года?

Ответ:

До 1 января 2011 года глава 25 НК РФ содержала статью 321.1 НК РФ, которая устанавливала особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями.

На смену статье 321.1 пришла новая статья с одноименным названием, а именно статья 331.1 НК РФ, введенная в текст НК РФ Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 239-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений". Пунктом 3 статьи 6 названного закона установлено, что статья 331.1 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Итак, пунктом 1 статьи 331.1 НК РФ определено, что до 1 июля 2012 года бюджетными учреждениями, являющимися получателями бюджетных средств и использующими на обеспечение своей деятельности полученные ими средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и (или) правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от осуществления иной приносящей доход деятельности, применяются следующие положения:

1) если за счет бюджетных ассигнований, выделенных указанным учреждениям, предусмотрено осуществление финансового обеспечения расходов на оплату коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов на обслуживание административно-управленческого персонала, расходов на все виды ремонта основных средств за счет доходов, полученных от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности, и доходов, полученных в рамках целевого финансирования, в целях налогообложения отнесение этих расходов на уменьшение доходов, полученных от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности, и доходов, полученных в рамках целевого финансирования, производится пропорционально доле доходов, полученных от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности, в общей сумме доходов (включая доходы, полученные в рамках целевого финансирования);

2) если за счет бюджетных ассигнований, выделенных указанным учреждениям, не предусмотрено осуществление финансового обеспечения расходов на оплату коммунальных услуг, услуг связи (за исключением услуг сотовой (мобильной) связи) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, эти расходы учитываются при определении налоговой базы при оказании платных услуг и осуществлении иной приносящей доход деятельности при условии, если эксплуатация таких основных средств связана с оказанием платных услуг и осуществлением иной приносящей доход деятельности.

В общей сумме доходов для указанных в пункте 1 статьи 331.1 НК РФ целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде процентов по договорам банковского счета, банковского вклада, доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).

В случае если в отношении бюджетных учреждений принято решение о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ такие учреждения не могут применять ст. 331.1 НК РФ, поскольку они не являются получателями бюджетных средств (п. 6 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).

На том же основании не вправе применять данную статью и автономные учреждения (п. 4 ст. 4 Закона об автономных учреждениях).

Таким образом, государственные (муниципальные) и автономные бюджетные учреждения, являющиеся получателями субсидий, при исчислении налога на прибыль не учитывают положения ст. 331.1 НК РФ.

В письме Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/4/3 разъяснялось, что автономное учреждение не вправе доходы, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), и внереализационные доходы уменьшать на величину расходов, финансирование которых осуществляется за счет выделяемых субсидий.

То есть государственные (муниципальные) и автономные бюджетные учреждения осуществляют распределение расходов в общем порядке, установленном для коммерческих организаций получателей целевых средств.

Учитывая, что большинство учреждений в качестве метода признания расходов в целях налогообложения используют метод начисления, для них порядок распределения расходов установлен ст. 272 НК РФ.

Так, в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

 

В ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» в п.34 написано: «Стоимость нематериального актива, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Выбытие нематериального актива имеет место в случае:

  • прекращения срока действия права организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации;
  • передачи по договору об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации;
  • перехода исключительного права к другим лицам без договора (в том числе в порядке универсального правопреемства и при обращении взыскания на данный нематериальный актив);
  • прекращения использования вследствие морального износа;
  • передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал (фонд) другой организации, паевой фонд; передачи по договору мены, дарения;
  • внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности;
  • выявления недостачи активов при их инвентаризации;
  • в иных случаях.»

 

Вопросы:

1). Как может произойти недостача НМА, если возможно приведите, пожалуйста, примеры таких ситуаций?

2). Каким образом недостачу и излишки отразить в бухгалтерском и налоговом учете?

 

Ответ 1: 

С 1 января 2008 года вступила в силу часть четвертая Гражданского кодекса РФ, существенным образом изменившая понятие "интеллектуальная собственность".

Ранее согласно ст. 138 ГК РФ под интеллектуальной собственностью признавалось исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

В настоящее время под интеллектуальной собственностью понимают результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (п. 1 ст. 1225 ГК РФ).

Перечень объектов интеллектуальной собственности, приведенный в ст. 1225, является закрытым. В него входят:
1) произведения науки, литературы и искусства;
2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
3) базы данных;
4) исполнения;
5) фонограммы;
6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
7) изобретения;
8) полезные модели;
9) промышленные образцы;
10) селекционные достижения;
11) топологии интегральных микросхем;
12) секреты производства (ноу-хау);
13) фирменные наименования;
14) товарные знаки и знаки обслуживания;
15) наименования мест происхождения товаров;
16) коммерческие обозначения.

Вместе с тем частью четвертой ГК РФ введено новое понятие - интеллектуальные права - исключительное право, являющееся имущественным, а в некоторых случаях - личные неимущественные и иные права (право следования, право доступа и другие) на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1226 ГК РФ).

Таким образом, от одного лица к другому могут передаваться только имущественные (или личные неимущественные) права на результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации и материальные носители, в которых они выражены. Особое значение при этом имеет соотношение интеллектуального права и права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

Нововведения в области правового регулирования объектов интеллектуальной собственности привели к кардинальным изменениям методологии их бухгалтерского учета.

В связи с этим приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н утверждено ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", вступившее в силу, начиная с бухгалтерской отчетности 2008 года.

Согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденным приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения, имущественные права и все виды финансовых обязательств, а также производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственным лицам.

Основными целями инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия имущества;
- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- проверка полноты отражения в учете обязательств.

В соответствии с Законом РФ от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, проведение инвентаризаций обязательно в следующих случаях:
- при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
- при смене материально ответственных лиц;
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
- в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при ликвидации (реорганизации) организации;
- в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации.

При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:
- наличие документов, подтверждающих права организации на его использование;
- правильность и своевременность отражения нематериальных активов в учете.

Данные инвентаризации НМА оформляются инвентаризационной описью нематериальных активов (форма N ИНВ-1а), которая составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии и лицом, ответственным за сохранность документов, удостоверяющих права организации на НМА.

Один экземпляр инвентаризационной описи передается в бухгалтерию, а второй остается у лица, ответственного за сохранность документов.

Перед началом инвентаризации лица, ответственные за сохранность документов, подтверждающих права организации на НМА, дают расписку.

Согласно подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ убытки в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, а также от хищений, виновники которых не установлены, признаются при налогообложении прибыли внереализационными расходами. Факт хищения при этом должен быть подтвержден документально уполномоченным органом государственной власти.

Таким образом, факт недостачи НМА прежде всего заключается в утере документов, подтверждающих исключительные права организации на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.

 

Ответ 2:

Если в ходе инвентаризации были выявлены НМА, не учтенные ранее, их следует включить в инвентаризационную опись.

На основании инвентаризационных описей и данных бухгалтерского учета составляется сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов (форма N ИНВ-18). Она составляется в двух экземплярах: один передается в бухгалтерию, второй - материально ответственному лицу.

Результаты инвентаризации в учете и отчетности отражают в месяце, когда была закончена инвентаризация.

В учете итоги инвентаризации отражаются следующим образом:

1) если выявлены ранее не учтенные объекты НМА, их необходимо поставить на учет по первоначальной стоимости, которая определяется текущими рыночными ценами. Амортизация будет начисляться исходя из первоначальной стоимости и установленного срока полезного использования:
Д-т 08-5 К-т 91-1 - отражена рыночная стоимость ранее не учтенных объектов основных средств;
Д-т 04 К-т 08-5 - отражается принятие объекта НМА к учету;
Д-т 91-9 К-т 99 - отражается прибыль при принятии на учет ранее не учтенного объекта НМА.

В налоговом учете согласно п. 20 ст. 250 НК РФ стоимость излишков имущества, выявленных в ходе инвентаризации, признается в составе внереализационных доходов;

2) если была обнаружена недостача объектов НМА, материально ответственные лица должны объяснить этот факт. Только после этого руководитель организации принимает решение о снятии с учета недостающих объектов.

Сумма недостач может быть отнесена на виновное лицо, если оно установлено. В противном случае должны быть получены соответствующие подтверждающие документы: решение следственных или судебных органов.

В учете недостачи и потери материальных ценностей отражаются на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

При снятии с учета недостающих объектов НМА делают следующие записи:
Д-т 05 К-т 04 - списывается амортизация, накопленная к моменту выбытия;
Д-т 94 К-т 04 - списывается остаточная стоимость выбывающего НМА.

Эти записи делают в случае выбытия НМА, если амортизация накапливалась на счете 05.

Если амортизация в учете отражалась способом уменьшения первоначальной стоимости, достаточно сделать только первую из приведенных ниже записей:
Д-т 94 К-т 04 - списывается остаточная стоимость выбывающего НМА;
Д-т 73-2 К-т 94 - остаточная стоимость недостающего объекта НМА отнесена на виновное лицо.

С виновника может быть взыскана рыночная стоимость недостающих НМА. В этом случае разницу между рыночной и остаточной стоимостью недостающего объекта относят на доходы будущих периодов:
Д-т 73-2 К-т 98-4 - отражается разница между рыночной стоимостью и остаточной стоимостью недостающего НМА.

По мере взыскания с виновника суммы недостачи указанная разница списывается с доходов будущих периодов и присоединяется к доходам текущего периода:
Д-т 50, 70 К-т 73-2 - отражается погашение виновником суммы недостачи;
Д-т 98-4 К-т 91-1 - отражается списание части доходов будущих периодов и их присоединение к прочим доходам.

И в заключение отражается финансовый результат:
Д-т 99 К-т 91-9.

 

конец faq