- неразвитость системы профессиональной ориентации в школе, связанной с современным представлением о рынке труда и профессиях, востребованных им;
- несбаланасированность образовательных стандартов и образовательных программ организаций СПО с профессиональными стандартами и требуемым набором компетенций выпускников;
- слабая связь организаций СПО с объединениями работодателей, ремесленными палатами;
- неразвитость модели сетевой подготовки выпускников в системе среднего профессионального образования.
В результате развернутой дискуссии предложены следующие рекомендации:
В адрес организаций СПО
- Проводить ГИА в форме профессионального экзамена (по модели ЦОК).
- Распространить опыт дуальной системы образования: ввести по ряду профессий, например, парикмахеров, модель подготовки – 70% практическая работа в салоне; 30% аудиторные занятия.
- Использовать опыт вузов по созданию Советов образовательных программ.
В адрес органов управления образованием
- Ввести профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ СУЗОВ на базе отраслевых Советов по профессиональным квалификациям.
- Разработать государственные/региональные программы формирования учебно-производственных и экспериментальных баз, центров обучения рабочим профессиям по образовательным программам, реализуемым организациями СПО.
- Разработать методические рекомендации по реализации целевого обучения в системе СПО на базе соглашений между работодателями и организациями СПО.
- Привести в соответствие с законодательством нормативно-правовые документы при реализации сетевого обучения в системе СПО.
- Разработать нормативно-правовые документы о создании учебных полигонов и площадок образовательных организаций СПО на базе предприятий и организаций.
В адрес работодателей
- Использовать практику заключения соглашений с общеобразовательными организациями в целях реализации профориентационных программ.
- Использовать механизм наставничества в целях повышения качества подготовки выпускников организаций СПО.